Флаги военного флота Российской империи
(часть 4. Вымпелы, флюгеры)


На этой странице использованы материалы книги А.Н.Басова "История военно-морских флагов", книги В.А.Соколова "Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР", а также писем А.Н.Басова.

Вымпел, поднятый на мачте корабля, обозначает его присутствие в кампании. Вымпел поднимается при выходе корабля из гавани вместе с кормовым флагом и носится все компанию в любую погоду, на рейде и на ходу. Спускается только при входе в гавань.

Вымпел не поднимался, если на судне уже имелся какой-либо стеньговый флаг или брейд-вымпел. Вымпел не поднимали также портовые суда.

Вымпелы также поднимались на носу гребных судов (Морской Устав 1879). Для расцвечивания флагами судна могли использоваться флаги Императорских Величеств и Императорских Высочеств, но только под вымпелом.

Брейд-вымпелы обозначают присутствие того или иного командира или члена императорской фамилии. Брейд-вымпелу не полагается салюта, поэтому брейд-вымпел вместо штандарта мог поднять Государь император или члены императорской семьи, если "им не угодно получить салюта". Салют был положен только брейд-вымпелу отдельного отрядного начальника на рейде, т.к. он практически заменял по функциям адмиральский флаг. Брейд-вымпела поднимаются по личному приказанию владельца.


Первые вымпелы русских военных кораблей (1697-1700) были, видимо, трехполостными бело-сине-красными с двумя косицами. Судя по рисунку бывшего штурмана корабля "Крепость" (ок. 1700 г.) на "Крепости", отправившемся в Стамбул, были бело-сине-красные вымпелы, при этом вымпел "плавучий", на рейке. Вероятно, такими же они были на первом русском военном корабле "Орёл", во всяком случае известно, что для изготовления вымпелов были использованы белые, синие, красные ткани.

Трехцветный вымпел без андреевского креста изображен и в труде В. Звегинцова "Знамена и штандарты...". В. Звегинцов датирует его 1700 годом.

С разделением русского флота на три дивизии (ок.1700) были введены соответственно андреевские вымпелы с белыми, красными и синими косицами. Белый вымпел на грот-мачте поднимали корабли, подчиненные адмиралу, синий на фок-мачте - подчиненные вице-адмиралу, красный на бизань-мачте - подчиненные контр-адмиралу.

В труде В. Звегинцова цветные вымпелы с андреевским крестом в головке датированы 1709 годом.

На рисунке - флаги и вымпелы согласно "Распределению флота на эскадры", май 1715 года, графа Апраксина. (см. "Материалы для истории русского флота")

С 1716 года цветные вымпелы на стеньгах обозначали принадлежность корабля к дивизии (кордебаталии, авангарду или арьергарду). При Павле I цветными вымпелами различались различные эскадры внутри дивизий. Например, в 1-й дивизии ("кордебаталии") имелась первая эскадра, носившая белый вымпел, вторая эскадра с синим вымпелом, третья эскадра - с красным.

Около 1708 года (сохранилась указ генерал-адмирала Апраксина об этом) Петр I учредил "ординарный вымпел" военных кораблей России. Он был бело-сине-красным, у шкаторины андреевский крест. Эскиз этого вымпела сохранился в записной книжке Петра I. В период 1708-1712 этот вымпел по-видимому был единственным во флоте. Затем этот вымпел (ординарный вымпел) поднимали корабли, находящиеся в самостоятельном плавании вне определенной дивизии ВМФ. Этот же вымпел поднимался на кораблях Морского кадетского корпуса. Его несли, например, новые корабли, не причисленные к дивизиям, корабли, военные суда портового комплекта и т.д.

Александр I в 1804 году предусматривал вымпелы поднимать на грот-стеньгах "сообразуемые в цветах эскадренным своим командирам".

В Морском Уставе 1853 г (со ссылкой на документы 1827, 1831 гг) говорилось, что в русском флоте 5 вымпелов. Синий вымпел носят корабли первой флотской дивизии, белый - корабли второй, четвертой и пятой дивизии, красный - корабли третьей дивизии, Георгиевский - все корабли Гвардейского Экипажа, корабль "Память Азова" и бриг "Меркурий", Общий (т.е. трехцветный с андреевским флагом в головке) - все остальные корабли Русского флота. При этом оговорено, что такие вымпела носятся "независимо от цвета кормового флага на мачтах и командирами на носу гребных судов за границею".

В книге В. Звегинцова после описания знаменных флагов 1856 года приведена фраза, что весь Черноморский флот поднимает Георгиевские Андреевские флаги, вымпелы и брейд-вымпелы.

С 1865 года вымпел всех военных кораблей России стал белым с андреевским крестом у шкаторины. Таким образом, красный и синий вымпелы просуществовали до 1865 года, как и "цветные" кормовые флаги, а белый вымпел использовался вплоть до 1918 года (а в белогвардейском флоте - до 1924 года).

Ординарный вымпел просуществовал до 1870 года. В приказе генерал-адмирала от 24 марта 1870 года указывалось, что вымпелов иметь на флоте только два: белый и белый же Георгиевский.


георгиевский вымпел 1819-1870

5 июня 1819 года Александр I ввел для отличия судов гвардейского экипажа и специальный Георгиевский вымпел. Это было трехцветное полотнище с андреевским флагом в головке, в центре андреевского креста помещался красный щиток с изображением Святого Георгия Победоносца.

георгиевский вымпел 1870

С 1870 года Георгиевский вымпел стал из трехцветного белым.

Два вымпела в русском флоте - общий и Георгиевский - описаны в Морском Уставе 1879 года -. "Отделение 5 "О вымпелах", ст.903). В ст.904 этого Устава отмечалось, что вымпелы поднимаются также командирами на носу гребных судов. В Морском Уставе в начале ХХ века было написано:

"ст.1325. Судам русского военного флота присвоены вымпелы двух родов: а) общий и б) Георгиевский. Общий вымпел носят все корабли русского военного флота, кроме тех, которым присвоен Георгиевский вымпел. Георгиевский вымпел носят все корабли Гвардейского экипажа, корабли которым пожалован Георгиевский военный флаг и корабли, комплектуемые командою экипажей, перечисленных в ст.1316".

В 1903 г. в Ст. 1325 Морского устава "О вымпеле" вносились правки.




Галерные флюгера ВМФ России были более короткими, чем вымпелы. Предусматривались отдельные типы флюгеров для частей галерного флота:
-кордебаталия - белый флюгер;
-передняя дивизия кордебаталии - бело-синий флюгер;
-задняя дивизия кордебаталии - бело-красный флюгер;
-авангард - синий флюгер;
-передняя дивизия авангарда - сине-красный флюгер;
-задняя дивизия авангарда - красный флюгер с синей полоской у древка;
-арьергард - красный флюгер;
-передняя дивизия арьергарда - красно-жёлтый флюгер;
-задняя дивизия арьергарда - бело-сине-красный флюгер;

В Уставе военного флота 1797 года галерные флаги и флюгеры уже не упоминались, т.к. галерный флот к тому времени уже практически не существовал.


В Главе 5 Устава 1797 года говорится (после описания флагов и вымпелов трех дивизий и трёх эскадр) "... прочие корабли партикулярные отличаются один от другого флюгерами, поднимаемыми на фот и крюйс-стеньгах, как то явствуется в приложенной при сем таблице". При этом приводится пространная таблица сочетаний расцветок флюгеров на различных мачтах кораблей, таким образом, что у каждого корабля получается индивидуальное сочетание цветных флюгеров и вымпелов на мачтах.



На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"