Иконы на знаменах образцов 1883 и 1900 гг.


русские военные знамена (перечень страниц)


На русских военных знаменах 1883 и 1900 годов в середине лицевой стороны полотнища изображалась полковая икона. Первоначально икона писалась на бумаге, представлялась на Высочайшее одобрение. Затем знамёна изготавливались из знаменного фая, а икона рисовалась непосредственно на полотнище живописцами Императорской Академии художеств. В частности использовались следующие иконы:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный изображался на некоторых знаменах обр. 1883 года, а также на всех знаменах образца 1900 года. Фон иконы на образцах 1883 серо-коричневый, на обр. 1900 г. - золотой. Лик Христа изображен на белом плате. Волосы и борода коричневые

По В. Звегинцову.

Рождество Богородицы

В круглой золотой рамке изображены на голубом фоне Св. Анна в лиловой ризе с капюшоном, темно-коричневая кровать, рукомойник, красный кувшин, Св. Иоаким в темно-крайно ризе. Справа бабка в белом плате, верх платья зеленый, низ лиловый, в середине бабка в белом плате, верхняя риза белая, внизу красная. На коленях у бабки Богородица вся в белом. Икона использовалась на знамени Малоярославского пехотного полка, штандартах Новомиргородского, Новоархангельского уланских полков.

Рисунки со знамен Венгровского пехотного полка, Малоярославского пехотного полка

Введение

Икона известна по знамени Лейб-Гвардии Семеновского полка. 21 ноября - день Введения во храм Богородицы - полковой праздник Лейб-гвардии Семеновского полка. На иконе (на знамени семеновцев) изображена сама Богородица в виде трехлетней девочки, что поднимается по ступеням Иерусалимского храма, за ней ее родители Иоаким и Анна, ее встречает первосвященник.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Семеновского полка. Cправа - по фото того же знамени.

Благовещение

Фон иконы коричневый. Слева Архангел Гавриил с белыми крыльями, коричневыми волосами, зеленой ризе. В руке белые цветы. В середине розово-коричневый аналой. Справа Богородица в голубом платке, красной ризе.

Эскиз В. Звегинцова, зн. 11 Сиб. стр. полка.

Рождество Христово

Фон иконы коричневый, справа виде кусок голубого неба. Богородица в голубой ризе. Младенец весь в белом. Св. Иосиф в зеленой ризе, на груди красный треугольник, поручни обеих рук красные.

Рисунок на знамени 29 пех. полка.

Богоявление (крещение)

На иконе изображен Иоанн Предтеча и стоящий в водах реки Иордан Иисус Христос. Справа стоят ангелы.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Инсарского батальона.

Преображение

c о знамени гренадерского сибирского полка

У Преображенского полка фон иконы красный (т.к. она нарисована на красном полотнище знамени). У других полков золотой. Христос в розово-лиловой ризе, наискось через плечо белое полотно. Слева седой пророк Илия в темно-зеленой ризе. Справа Моисей в голубой вверху и охренной внизу ризе, в руках бледно-жёлтые скрижали. Внизу три апостола.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Преображенского полка (Рощин Л. В. На­ши воинские символы. М., 1989). Фото со знамени Сибирского гренадерского полка.

Вознесение

Фон иконы голубой. Спаситель в голубой верхней ризе и красной нижней, от него исходит свет. Внизу 12 апостолов.

Рисунок со знамени Азовского пехотного полка

Успение

Фон иконы коричневый. В центре Спаситель в ризе. Богородица в красном плате и верхней ризе, нижняя риза синяя. Покрывало синее, подушки и простыни белые. Видны 11 апостолов. 15 августа - день Успения Богородицы - храмовый праздник в 10-м гренадерском Малороссийском, 17-м пехотном Архангелогородском, 32-м пехотном Кременчугском, 64 пехотном Казанском, 84-м пехотном Ширванском, 98-м пехотном Юрьевском, 11-м Туркестанском стрелковым, 12-м драгунском Стародубовском полках.

Фото - знамя Казанского пехотного полка.

Св. Троица

Икона Троицы была достаточно популярным сюжетом на знаменах: ее использовали Екатеринбургский, Апшеронский, Бутырский пехотные, Ростовский гренадерский, Сибирские стрелковые полки и многие другие. В основе иконы сюжет, известный еще по работе Андрея Рублева: под дубом (это т.н. Мамврийский дуб) у стола сидят три ангела. Сюжет иконы связан с Авраамом, родоначальником богоизбранного народа. Три ангела явились к Аврааму на трапезу и в ходе беседы рассказали ему о будущих событиях. Сюжет прекрасно подходил для военного знамени, ведь после трапезы два ангела отправились громить Содом. Чем не намек на армейскую силу?

Фон иконы золотой. Изображены три сидящих за столом ангела, на заднем плане дуб.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Апшеронского полка.

Покров

Вверху на золотом фоне сидящие на облаках Богородица в красной ризе и многочисленные ангелы в белых ризах. В середине иконы Св. Роман Сладкопевец в белой одежде, слева император в красном одеянии и императрица в синем. Над ними шатер с желтым верхом. Справа Св. Андрей, нагой до пояса, риза желтая, его ученик в сине-зеленой ризе.

По преданию в XVII веке во время осады Константинополя сарацинами Андрей Юродивый увидел в небе идущую Богородицу в окружении ангелов. Она сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися. Благодаря этому защитники города воодушевились и смогли отбиться от нападавших. День Покрова - 1 октября - был полковым праздником у большого количества русских полков.

На полковых знаменах икона изображалась следующим образом: вверху Богоматерь с ангелами на облаках. Внизу изображено внутреннее помещение Влахернского храма. Справа от зрителя блаженный Андрей показывает рукой на события в небе своему последователю Епифанию. Слева - апостолы и святители во главе с Иоанном Предтечей. В центре на алтаре св. Роман Сладкопевец (как намек на то, что видение Богородицы произошло в день памяти этого святого) и в том самом храме, где он некогда был певчим.

Фото со знамени Киевского Константиновского военного училища

Обретение Святых древ Честного Креста Господня

Фон иконы золотой. Изображен Спаситель, над ним звезда. Внизу холм зеленого цвета, на котором положен крест. От креста по холму проходит красный ковер, справа и слева от которого лежат распростертые человеческие фигуры, слева группа людей и священнослужителей, справа Святые Константин и Елена, перед ними у креста патриарх.

1 августа (ст.) - полковой праздник 8-го гренадерского Московского полка и 110-го Камского пехотного полка. В этот же день празднуется "обретение честных древ Животворящего Креста Господня". И именно эта икона была изображена на знамени московских гренадер (Камский пехотный полк получил знамя уже после отмены индивидуального дизайна знамен с полковыми иконами).

По В. Звегинцову. По рисунку знамени Московского гренад. полка Пархаева

Владимирская Божья Матерь

Эта икона на знаменах воспроизводит одну из известнейших православных икон - Владимирскую икону Божьей Матери. По преданию икону написал сам евангелист Лука. Затем она была передана в Киев, а при Андрее Боголюбском перенесена в Киев.

21 мая - день Владимирской иконы - являлся полковым праздником у большого количества русских полков: 7-го гренадерского Самогитского, 150-го Таманского, 1 лейб-драгунского Московского, 13-го уланского Владимирского, Павловского военного училища.

По В. Звегинцову. Рисунок со знамени Бородинского пехотного полка.

Казанская Божья Матерь

знамя астраханского полка

Фон иконы белый. Богородица изображена в красной ризе, Спаситель в голубой.

По В. Звегинцову. Рисунок со знамени Томского пехотного полка. Фото знамени 12 Астраханского гренадерского полка

Тихвинская Божья Матерь

Фон иконы белый. Богородица в красной ризе. У Спасителя в руке белый свиток.

На знамени воспроизведен распространенный тип икон, т.н. "тихвинская". По преданию эта икона явилась местным жителям у реки Тихвинки в конце XIV века. В отличие от некоторых других икон Богородицы на "тихвинской" младенец смотрит на Богородицу, в руке у него свиток.

По эскизу знамени Выборгского пехотного полка в рукописи В. Звегинцова

Иверская Божья Матерь

Фон иконы жёлтый. Богородица в красной ризе. Спаситель в охренной ризе, грудь и рукав белые.

Знамение Божьей Матери

Достаточно редко встречающаяся на знаменах армии икона. Ее прототип - икона Богородицы с поднятыми в молитве руками и младенцем на уровне груди, размещенная в Софийском соборе Великого Новгорода.

Рисунок со знамени Козловского пехотного полка

Собор Св. Иоанна Предтечи

На иконе изображены Христов и Св. Иоанн Предтеча, а также несколько неразборчивых фигур на заднем плане. "Собор" в названии иконы обозначает собрание людей, выказывающих уважение пророку. На иконе Иоанн Предтеча изображен в окружении святых

Эскиз В. Звегинцова, знам. 17 стрелкового полка

Обретение главы Св. Иоанна Предтечи

Св. Архангел Михаил

Архангел изображен в кольчуге. Крылья белые, плащ красный. Держит в руках жезл и шар.

По В. Звегинцову.

Св. апостол Андрей Первозванный

У Сибирских полков святой изображен в рамке в виде звезды, изображен по пояс. Риза коричневая. За спиной светло-коричневый крест. У Таманского полка икона накрашена прямо на красное полотнище знамени, Вопреки ожиданиям этот святой украшал полковые знамена нечасто. Только у некоторых Сибирских стрелковых полков он был в центре знамени. У Таманского пехотного полка святой был изображен во весь рост в светло-зеленой ризе.

По В. Звегинцову. Рис. со знамен Таманского полка и Сибирского стрелк. бат-на.

Святые апостолы Петр и Павел и над ними господь Саваоф

Достаточно редкая икона. Помимо традиционных фигур апостолов вверху над ними на облачке изображен Саваоф. Полковым праздником у Костромского пехотного полка был 19 июня, день памяти апостолов Петра и Павла. Но в отличие от многих других полков костромичи добавили на знамя и Саваофа как персонификацию Бога Отца.

Фон иконы белый. Вверху изображен Саваоф в виде седого старца в голубой и лиловой ризе, за светло-серым облаком. Внизу апостолы Пётр и Павел. Оба седые.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени 19-го полка.

Святые апостолы Петр и Павел

На иконе изображены Св. Пётр со свитком и Св. Павел с Евангелием, в левой руке меч.

По В. Звегинцову. Рисунки со знамени Переяславского драгунского полка и со знамени гренадерского саперного батальона.

Св. апостол Фома

Святой изображен в розовой верхней ризе, нижней голубой. В руке Евангелие.

Рисунки со знамени Тарутинского пехотного полка.

Перенесение мощей Св. апостола Варфоломея

На иконе изображена сцена встречи ковчега с останками Святого Варфоломея (погибшего в 1 веке нашей эры, захороненного в Закавказье, после персидского нашествия местные христиане попытались отнести ковчег в безопасное место, но настигшие их преследователи выбросили ковчег с мощами святого в море. Но ковчег не потонул, а приплыл к берегам Италии, где на острове Липары его и встретили местный епископ и священники.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Гунибского резервного батальона.

Св. пророк Самуил

Фон иконы золотой. Святой с коричневой бородой. На голове синий плат с белой полосой. На плечах зеленая материя. В руках белый рог с жёлтой крышкой.

Святой изображается с рогом в руках. Это напоминает библейскую историю о том, что Бог сказал Самуилу: "Доколе ты будешь скорбеть о Сауле, которого Я отверг, чтобы он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и иди в Вифлеем к Иессею, ибо между сыновьями его Я нашел достойного быть царем". Самуил пришел к Иессею, выбрал младшего из его сыновей Давида, взял рог с елеем и помазал его на царство.

По В. Звегинцову. Рисунок со знамени Колыванского пехотного полка.

Святые Захария и Елизавета

Фон иконы темно-синий. Св. Захария изображен с белым платом на голове и плечах, в светло-оливковой ризе. На груди белый квадрат с цветными каменьями, в руках белая хартия с надписью: "Служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего" (цитата из Евангелия от Луки). Св. Елизавета под белым платом, риза темно-малиновая, рукава синие.

По фото в книге В. Звегинцова "Кавалергарды в Великую и Гражданскую войну", 1938 г (штанд. Кавалергардского полка)

Св. Иов Многострадальный

Святые Константин и Елена

Св. Константин изображен с коричневыми волосами, в жёлтой короне, под шеей жёлтое ожерелье, верхняя одежда зеленая. Св. Елена также с коричневыми волосами, корона желтая, под шеей широкое желтое ожерелье, верхняя одежда красная, нижняя жёлтая, на руках белый плат. Святой Константин - император Византии, а Елена - его мать и фактическая соправительница. В 60-летнем возрасте она обратилась в христианство. Уже в очень преклонном возрасте ей было видение, где ей повелевалось найти на Голгофе христианские святыни. После этого Елена совершила паломничество в Иерусалим, организовала раскопки, благодаря которым был найден Крест Господень, гвозди и дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Найденный на Голгофе крест и изображен на иконе вместе со святыми.

По В. Звегинцову. Рисунок со знамени Павловского военного училища.

Св. Георгий Победоносец

Встречается вариант где икона круглая, фон голубой, святой на белом коне в синей одежде поражает зеленого змия. Либо (в 14 драгунском и Осетинском полках) белая прямоугольная икона со Св. Георгием на белом коне, поражающий желтого змея с зелеными крыльями.

Рисунки со знамени Малороссийского драгунского полка, 2 Туркестанского саперного бат-на.

Св. Николай Чудотворец

николаевск училище эстлянд полк

Чрезвычайно популярная у полков армии икона (собственно как и сам святой популярен в народе). Св. Николая использовали на знаменах Тамбовский пехотный полк, 93-й Иркутский, 202-й Горийский пехотные полки, 6-й Кавказский стрелковый полк, Грузинский гренадерский полк.

Встречаются варианты с белым фоном и стоящей фигурой Святого в лиловой верхней ризе и зеленой нижней ризе, охренным Евангелием в руке, а также с круглым жёлтым фоном и погрудной фигурой Святого в жёлтой митре с седой бородой в белом омофоре с желтыми крестами и каёмками, красной ризе, сине-зеленым Евангелием с жёлтым крестом.

По В. Звегинцову. Рисунок со знамени Николаевского кавалерийского училища, эскиз В. Звегинцова по зн. Эстляндского полка.

Святые Карп и Папила

Фон иконы белый, земля серо-синяя. На иконе изображался Святой Карп (седой мужчина в белом омофоре с красными крестами, голубой верней ризе и белой нижней ризе, в руках Евангелие. Рядом стоит Святой Папила, держащий в правой руке белый платок. День памяти святых - 13 октября, именно этот день был полковым праздником в Моршанском пехотном полку

Рисунок со знамени Мокшанского пехотного полка

Св. Федор Стратилат

Святой изображен с коричневыми волосами и бородой, одет в красную мантию на левом плече, жёлтую кольчугу, под кольчугой светло-фиолетовую ризу.

Использован эскиз В. Звегинцова, 6 вост-сиб лин. бат., а также цветной рисунок-реконструкция, присланный W.Wyatt

Св. равноап. князь Владимир

Киевский князь изображается в виде человека с окладистой бородой в головном уборе, напоминающем шапку Мономаха. В руке крест, что должно символизировать крещение князем Владимиром Руси

Рисунок знамени 1 Сибирского саперного батальона

Св. князь Александр Невский

На знаменах батальонов Хоперского полка Святой изображен по пояс, в круглой рамке. На остальных знаменах - в полный рост, в княжеской шапке с меховой опушкой, верхняя одежда красная, нижняя - зеленая. Святой держит в одной руке жёлтый крест, в другой - меч с желтым эфесом и белым лезвием. На различных знаменах фон иконы мог быть золотым или белым, рамка вокруг иконы также могла отличаться цветом.

Существовало несколько разновидностей этой знаменной иконы. Но наиболее популярной было полноростовое изображение Александра в княжеской шапке и длиннополых одеждах. Святого Александра изображали на своих знаменах Кубанское войско и многие его полки, 62 Суздальский, 96 Омский, 97 Лифляндский, 101 Пермский, 137 Нежинский, 140 Зарайский, 145 Новочеркасский полки.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Хоперского полка, справа - со знамени Кубанского войска.

Св. Пророк Осия и Св. мученики Косьма и Дамиан

Фон иконы темно-синий. Слева Святой с коричневыми волосами, на левом плече бледно-жёлтый плащ, вокруг шеи и на поручне правой руки видна розовая материя, все остальное зеленое. В середине Святой с седыми волосами, грудь и правый рукав белые, поперек груди, на плечах и ниже рук риза темно-оранжевая. Справа Святой с коричневыми волосами, охренно-розовый плащ, вокруг шеи и на поручне правой руки голубая материя, остальное розовое.

Эскиз В. Звегинцова, знам. 4-й туземной дружины

Св. Терентий

Св. Федор Начертанный

Фон иконы коричневый. Свытой с тёмными волосами и бородой с проседью. Риза темно-коричневая. Епитрахиль светло-синяя, кресты белые.

Использован эскиз В. Звегинцова

Св. Ерофей

Фон иконы золотой. Святой темноволосый с седой бородой. Омофор белый, кресты голубые, риза красная, поручень правой руки жёлтый. Евангелие желтое.

Рис. по знамени Архангелогородского драгунского полка

Св. Мироний

Фон тёмно-зеленый. Святой изображен седым в жёлтой ризе с красными узорами. Святой мученик Мироний (Мирон) изображался на знамени Лейб-гвардии егерского полка. Мирон - пресвитер церкви в Греции в 3 веке, принявший мученическую смерть от римских властей. 17 августа 1813 года в сражении под Кульмом Егерский полк отличился и получил Георгиевское знамя "за храбрость". Император повелел считать этот день - 17 августа, день памяти мученика Мирона - полковым праздником. Так называлась и церковь полка, и одна из главных икон.

По В. Звегинцову. Рис. по знамени Л-Гв. егерского полка

Св. Евтихий

Фон иконы тёмно-коричневый. Святой с седыми волосами в зеленой ризе. Омофор белый. Надпись золотом "Св. Евтихий Патриарх Константинопольский". Святой Евтихий - архиепископ Константинопольский. Поэтому на знаменах изображен в одежде епископа и в Евангелием в руках. День памяти св. Евтихия - 6 апреля (ст.) - полковой праздник в Лейб-Гвардии Сводно-Казачьем полку. Именно 6 апреля 1830 года сотня казаков-уральцев получила права гвардии и стала называться "лейб-гвардии Уральской сотней", от нее полк ведет старшинство.

По В. Звегинцову. Рис. со знамени Cводно-казачьего полка.

Св. Савва Сербский

Святой Савва признается Русской православной церковью. Но в Сербской православной церкви это вообще наиболее почитаемый святой. Даже четыре фигуры, напоминающие литеры "С" на сербском гербе иногда расшифровывают как четыре слова девиза "Святы Сава - Сербска Слава". На знамени Святой Савва изображен в архиепископской одежде и с Евангелием в руке. 19 января - храмовый праздник 19 Туркестанского стрелкового полка, этот же день является и днем памяти Саввы Сербского.

Рис. по знамени 19 Туркестанского стрелкового полка

Св. Иннокентий

Фон иконы тёмно-коричневый. Святой изображен седым, в золотом сиянии. Митра жёлтая с красными разводами и голубой точкой вверху. Риза (архиерейская мантия) светло-фиолетовая, над руками красные квадраты. Омофор белый. Риза синяя. Жезл синий с золотым навершием.

Первый российский епископ Восточной Сибири Иннокентий (Иван Кульчицкий) признан святым относительно недавно. Епископ умер в 1731 году, а в начале ХIX века были обнаружены его нетленные мощи, и церковь признала его святость. День смерти Иннокентия - 26 ноября. В этот же день 1-му Сибирскому стрелковому полку был пожалован Георгиевский штандарт за бой под Мукденом, и день 26 ноября стал полковым праздником.

Рис. по знамени Cибирского стрелкового полка

Св. Ферапонт

Икона Св. Ферапонта изображалась на знамени 16 саперного полка.

Св. Алексий, человек Божий

Икона Св. Алексия изображена на знаменах Амурских казачьих полков.

Св. Иоанн песнописец и Георгий Безмолвный

Св. Николай Кочанный

Николай Кочанный - новгородский юродивый, живший в 14 веке. Он ходил в рубище (как и изображен на знаменах), терпел насмешки. По преданию однажды он завидя другого юродивого пошел по воде как по суше и запустил в того кочаном капусты. За это и прозван "Кочанным".

Рис. по знамени 19 cаперного батальона

Святые Петр, Алексий и Иона

Фон иконы тёмно-коричневый. Слева Святой Петр, седой, в белом клобуке с жёлтым крестом, риза светло-зеленая, омофор белый с жёлтыми крестами, Евангелие темно-коричневое. В середине Св. Алексий в белом клобуке с жёлтым крестом, борода темная с проседью, омофор светло-коричневый, риза темно-красная. Справа Св. Иона в зеленой митре, седой, омофор голубой с жёлтыми крестами, риза белая, рукав синий с красным поручнем, коричневый жезл. Это специфические московские святые: митрополит Петр перенес епископскую кафедру из Владимира в Москву (чем способствовал возвышению столицы), митрополит Алексий - регент при малолетнем князе Дмитрие Донском, митрополит Иона - первый из митрополитов, заложивший основы независимости русской церкви от Константинополя. Митрополиты изображены в характерных головных уборах - клобуках.

Рис. по знамени 65 Московского полка

Св. Георгий, воевода Владимирский

Фон иконы золотой. Святой изображен в золотой диадеме с большим зеленым камнем и малыми красными. Плащ красный, нижнее платье синее со светло-желтыми обводами. На груди широкая вертикальная охряная полоса. В руке золотой крест.

Эскиз В. Звегинцова, со знамени 17 саперн. батальона

Св. Андрей Критский

Святые Иоанн и Симеон Юродивый

Братья Иоанн и Симеон были монахами близ Иерусалима. Поэтому на знамени они изображены в черных монашеских одеждах. Но Иоанн служил в монастыре до смерти, а Симеон покинул монастырь и под видом сумасшедшего (юродивого) проповедовал христианство.

По рисунку на знамени Читинского резервного батальона

Св. Андрей Критский

Св. Сергий Радонежский

Фон иконы серо-коричневый. Святой на полковом знамени изображен в виде немолодого бородатого человека со свитком в руке. На других иконах в свитке можно прочитать "Чада, поминайте непрестанно безвестный и трепетный час смерти". Но на знамени свито показан просто в виде свернутого в трубку листа бумаги. Полковой праздник 17 саперного батальона - 5 июля. В тот же день празднуется обретение мощей Сергия Радонежского.

Рисунок со знамени 17 саперн. батальона

Св. Порфирий

День памяти Святого Порфирия - 26 февраля (ст.) - полковой праздник в 1-м саперном батальоне и 22-м саперном батальоне. Святой Порфирий - епископ в палестинском городе Газы, умерший в 4 веке нашей эры.

Рис. по знамени 22 cаперного батальона

Св. Митрофан Воронежский

Святой изображен с седыми волосами, в черном клобуке с белым крестом впереди. Мантия зеленая, на плечах спереди два красных квадрата с желтыми узорами. Нижняя риза лиловая, епитрахиль зеленая с желтыми крестами, жезл золотой.

Эскиз В. Звегинцова, со знамени 7 Вост.Сиб. лин. батальона, а также цветной рисунок-реконструкция, присланный W.Wyatt


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"