Знамена и штандарты полков, батальонов Российской армии
Русская армия до Петра Великого


Большой полк (поход на Смоленск, 1654 г.)

Существовал при царе Алексее Михайловиче. Полком командовал князь Яков Черкасский.

знамя особого большого полка, 1654, по статье А.Малова знамя  большого полка, 1654, по статье А.Малова

На знамени Большого полка (1654) изображена икона "Покров Пресвятой Богородицы".

А.Малов "Символ небесного: знамена московских конных сотен XVII в".

В 1654 году изготовлено знамя для Большого Полка. А.Висковатов дает такое описание этого знамени:
"Знамя Большаго полка, с серединою из червчатой, откосом из белой, каймою из зеленой и кругами из алой тафты,—было мерою: по древку—3 арш. 1 1/2 вершка, по верхней кайме—7 арш. 6 вершков, по откосу—5 арш. 14 вершков, по нижней кайме 2 арш. 9 1/2 вершков. На средине и четырех кругах одной стороны изображены: Св. Троица; два креста о трех ступенях съ Херувимами и Серафимами по сторонамъ; Архистратиг Михаил на коне; крест о трех ступенях, с копием и тростию, и Ангел, стоящий на облаке; в углу откоса—солнце. На середине и четырех кругах другой стороны: Покров Пресв. Богородицы; крест о трех ступенях, с Херувимами и Серафимами; Св. Великомученик Димитрий Солунский на коне; крест о трех ступенях, с копием и тростию, и Ангел, стоящий на облаке: в углу откоса— луна. На знамени надписи:
На верхней стороне, по верхней кайме—тропарь:"Благословенъ еси, Христе Боже нашъ, иже, премудрыи ловцы явлей, пославъ имъ Духъ Святый и теми уловлей вселенную, человеколюбче, слава Тебе".
На той же стороне, по нижней кайме — кондак: „Егда сшедъ языки размеси розделяше племена вышнiи, егда же огненныи язики роздая въ совокупленіи вся призва единогласно славити всесвятый Духъ".
На той же стороне, на откосе—„Божiею милостію Ми Великiй Государь Царь и Великій Князь Алексей Михаиловичъ, всея Великія, и Малыя и Белыя Росіи и многихъ государствъ Государь и Обладатель, съ повеленія Нашего Царскаго Величества подписано сіе знамя въ лето 7162-го (1654) году, месяца Ноября въ 10 день, въ девятое лето Государства нашего и въ первые лета рожденiя сына нашего Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всея Росіи". На той же стороне, по кайме откоса—„А быть сему въ Болшомъ полку у бояръ и у воеводъ, какъ мы Великіе Государи сами бываемъ въ походехъ противъ Божіихъ и своихъ недруговъ. А сiе знамя тогда несутъ передъ бояры и воеводы, которые будутъ по Нашему указу въ Болшомъ полку, а разве сего Болшаго полку, нигде ни въ которомъ полку не быть для того, что сiе знамя пристойно быть въ Болшомъ полку."'
На той же стороне, в кругах, около крестов о трех ступенях - "Се веліе во бранехъ оружіе и защищеніе и стена непобедимая Благочестивымъ Царемъ и всемъ Православнымъ Христіаномъ, на врагижъ велія победа и разоренiя".
На той же стороне, в кругу, около Архангела Михаила - "Небесного Царя крепкій и сильный и страшный и грозный воевода и предстатель престолу величества славы, всехъ благотворитель воли Господни и совершитель заповеде его, вселенную прославляя, враги скоро пленя, не медля николижъ, всегда готовь, храбруя супостатъ не бояся, мудръ сый и светелъ ликъ просвещая душамъ своимъ светлымъ и скоро шествіемъ Бога намъ поведая благоуханія".
На второй стороне, в средине—тропарь и кондак Покрову Пресвятой Богородицы.
На той же стороне, на верхней кайме - "О Владычице Пресвятая Богородице, пріими молитву рабъ и съ верными Ти людьми празнующихъ то духовне честне Празникъ Покрова Твоею во псалмехъ и пенiихъ словословія Ти приносящихъ, да прiобщницы будемъ къ церкве первородныхъ написанныхъ на небесехъ гласу празднующихъ, иде же всехъ веселящихся жилище, на тя бо упованіе по Бозе возложихомъ. Тебе ся молимъ и у Тебя просимъ".
На той же стороне по нижней кайме - "Спаси Царя ,нашего, и народы и люди въ целомудрiи и въ мире пребывати устрои и всяко угобженiе, еже отъ земля благихъ плодовъ даруй и воинство ево на вся языки борительныя укреци ,и насъ побеждающихъ победи державною всесилною десницею Сына Твоего и иже въ скорбехъ предстани не оправдався заступи и отъ грехъ разреши возмогающи действовати, елико хощеши на небеси и на земли".
На той же стороне, в кругах, около крестов о трех ступенях - "Се велiе во бранехъ оружiе" и пр. как в таких же кругах на первой стороне.
На той же стороне, в кругу около Св. Димитрія Солунскаго - "Прiидоша Ангели ко Святому Димитрiю, рече: "Владыко посланы къ твоей святыни, се нарековавъ тебе, скоро изшедъ, прiиди ко мне, градъ бе преданъ бываетъ врагомъ въ расхищенiе. Рече къ нему Святый Димитрiй: во истинну ли се нарековами, Господь, тако сiе державе его да Селунь градъ, елико градовъ трудовъ его кровiю чесныхъ ребръ его создалъ, ныне сыросатцы сими зверми росхищенъ бысть се ли человеколюбiе его годе бысть. Отвечаети Ангели.: аще небы ему годе было, небы знаю къ светей твоей души, тогда паче умилися помышляя Димитрiи съ печалiю великою ответъ даетъ многопечалный бо его Ангелъ и умиленный гласъ его являще по отечестви своемъ сущее пособiе. Отвещиже: рцыте моему владыце аще глаголетъ рабъ твой Димитрiй: Ты Владыко, Господи, влады мною и градомъ симъ и всемъ міромъ повелевы ми зде жити съ рабы Твоими, како убо могу оставити въ велицей беде или кацемъ возрю пагубу града моего, какоже ли мой животъ да будешъ гражданомъ моимъ погибающимъ, но паче веселящимъ ся имъ духовно, се азъ съ ними, тако и погибающимъ не отступлю отъ нихъ или спасаемымъ имъ, съ ними спасенъ буду, но и той бо самъ Господь душу свою положи, яко пастырь за овца, верою бо, яко во истинно не могу грехи наши Твоему милосердію, яко милость Твоя велика на насъ и ярость Твоя праведна, обращенiе нашихъ требуетъ, и не погуби ты убо Владыко добре, имы область на всехъ, еже хощеши творити на насъ; азъ бо рехъ: или спасаемымъ спасенъ буду или погибающимъ съ ними умру."

В тексте использована информация "Исторического описания одежды и вооружения российский войск" А.Висковатова

Большой наряд (XVII в-)

В первой половине 16 века из артиллерии ("наряда") выделяется "Большой Наряд" - артиллерия с тяжелыми орудиями. "Большой наряд" - артиллерия Большого полка.

В 1654 году в Москве было сделано знамя для Большого наряда. На знамени Большого Наряда изображалась религиозная композиция. Описание этого знамени у А. Висковатова:

" Знамя Большаго Наряда, съ срединою изъ зеленой, откосомъ изъ сахарной, каймою изъ черной и кругами изъ червчатой тафты, было мерою: по древку-3 арш., по верхней кайме-7 арш. 2 вершка; по откосу-5 арш. 10 вершковъ, по нижней кайме-2 арш. 8 вершковъ. На средине и пяти кругахъ одной стороны изображены: Божiя Матерь, Спасъ, стоящiй на облаке и благословляющiй Преподобныхъ: Антонiя Великаго, Авраамiя Ростовскаго и Антонiя Римлянина; Спасъ, на облаке же, и передъ нимъ. Преподобные: Евфимiй Суздальскiй, Давидъ Селунскiй и Никита Переславскiй; крестъ о пяти ступеняхъ, поддерживаемый Преподоб. Макарiемъ Египтяниномъ и Маркою Фряченскимъ, и крестъ, о пяти же ступеняхъ, съ коньемъ и тростью. Въ углу откоса солнце.-На средине и пяти кругахъ другой стороны: Образъ Сошествiя Св. Духа, Спасъ, стоящiй на облаке и передъ нимъ Преподб. Максимъ и Василiй Московскiе и Андрей Христа-ради Юродивый; Спасъ, на облаке же, и передъ нимъ Преподб. Прокофiй и Iоаннъ Устюжскiй и Исидоръ Юродивый Ростовскiй; крестъ о пяти ступеняхъ, поддерживаемый Петромъ и Онфореемъ пустынно-жителями, и крестъ, о пяти же ступеняхъ, съ копьемъ и тростью. Въ углу откоса луна.
На нижней кайме откоса изображены "пушки на станкахъ съ пушкарями," означавшiе, что знамя принадлежало Артиллерiи.-На знамени надписи:
На первой стороне, по верхней кайме-,,Стена непобедимая намъ христiановъ еси, Богородице Дево, къ Тебе бо прибегающе невредимы пребываемъ и паки согрешающе имамы. Тя молитвенницу темъ благодаряще вопiемъ ти: радуйся обрадованная, Господь съ Тобою."
На той же стороне, по нижней кайме-,,О надежда и заступница и прибежище Христiяномъ, необоримая стена изнемогающимъ и труждающимъ ся, въ пучине, пристанище тихое ты еси, Пресвятая Богородице, но яко мiръ избавляюще непрестанною си молитвою, помяни насъ Дева всепетая."
На той же стороне, по верху откоса-"Божiею милостiю Мы Великiй Государь, Царь и Великiй Князь Алексей Михайловичь, всея Великiя и Малыя и Белыя Росiи и многихъ государствъ Государь и Обладатель повеленiемъ Нашего Царского Величества."
На той же стороне, по низу откоса-"Подписано сiе знамя- лета 1654:, месяца Февраля въ 22 день, въ девятое лето Государства Нашего, въ первое лето рожденiя сына Нашего Государя Царевича и Великого Князя Алесея Алексеевича всея Росiи."
На той же стороне, въ двухъ кругахъ, около Спаса, стоящаго на облаке,-"Преподобнiи Отцы молятъ милостивого Бога Царю Нашему Алексею и всемъ ево православнимъ воямъ о победе на видимыя и невидимыя враги."
На той же стороне, въ кругу, около перваго креста о пяти ступеняхъ - "Крестомъ Твоимъ, Христе, хвалимся и Воскресенiе Твое поемъ и славимъ, Ты бо еси Богъ нашъ разве Тебы иного не знаемъ." -,,О добли стражiе, Макарiй и Марко! сему кресту Господню будите молитвенники, да будетъ намъ сiй крестъ Господенъ въ радость и защищенiе, врагомъ нашимъ въ победу и въ разоренiе."
На той же стороне, около втораго креста о пяти ступеняхъ - ,, Се велiе во бранехъ оружiе и защищенiе стена ,непобедимая благочестивымъ Царемъ и всемъ православнымъ христiяномъ, на врагижъ велiя победа и разоренiе."
На второй стороне, по верхней кайме, тропарь- "Благословенъ еси, Христе, Боже нашъ, иже премудрыи ловцы явлей, пославъ имъ духъ святый и теми уловлей вселенную, человеколюбче, слава Тебе."
На той же стороне, по нижней кайме-полный кондакъ: "Егда сошедъ, языки разумеси" и пр.
На той же стороне, по верху откоса - "А быть сему знамени съ Нами Великими Государи у Нашего Болшаго Наряду у бояръ и воеводъ, какъ мы Великiй Государь Сами бываемъ въ походехъ противъ Божiихъ и Своихъ недруговъ. И сiе знамя тогда вести передъ бояры и воеводы, которые будутъ по Нашему указу у Наряду, а развее сего Наряду никогда ни въ которомъ полку не быть, для того что се знамя пристойно быть у Наряду."
На той же стороне, въ двухъ кругахъ, около Спaсa, стоящаго на облаке - "Блаженныи и Христа-ради юродивыи молятъ милостиваго Бога Царю Нашему Алексею и всемъ ево православнымъ воямъ о победе на видимые и невидимые враги."
На той же стороне, въ кругу, около перваго креста о пяти ступеняхъ - "Крестомъ Твоимъ, Христе, хвалимся и "Воскресенiе Твое поемъ и славимъ, Ты бо еси Богъ нашъ. разви бо Тебе иного незнаемъ." - ,,О добли стражiя сему кресту Господню Петре и Онофрей, будете молитвенники сему кресту Господню, да будетъ намъ сiй крестъ Господенъ, въ радость и защищенiе, врагомъ нашимъ въ победу и въ разоренiе.''
На той же стороне, въ кругу, около другого креста - "Cе велiе въ бранехъ оружiе" и пр."

В тексте использована информация "Исторического описания одежды и вооружения российский войск" А.Висковатова
Источники рисунков:
1) Рисунки к изданию "Русские старинные знамёна".
2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c130ec39-bc33-4030-8f3e-33b78a9ea89f/p17_znamya_bn237.jpg (музейное фото).

Сторожевой полк (XVII в-) (поход на Смоленск, 1654 г.)

В походе на Смоленск полком командовал князь Михаил Темкин-Ростовский.

В 1654 году изготовлено знамя Сторожевого полка. Знамя имело середину из чёрной тафты, отколы и кайму из алой тафты и "круги" из белой тафты. В середине одной стороны изображен Спас, стоящий на камне и благословляющий Святителей Игнатяи, Исайю, Леонтия и Якова Ростовских, Иону, Иоанна, Евфимия, Никиту и Серапиона Новгородских, Преподобного Павла Обнорского, Корнилия Комелского, Макария Унженского, Иосифа Вологодского, Пафнутия, Дмитрия Примуцкого, Савватия Соловецкого и Макария Калязинского. На четырех углах изображены: Царевич Димитрий Углицкий на коне с крестом, князь Дмитрий Донской на коне с мечом, царь Давид на коне с мечом и крест опяти ступенях с копьем и тростью. В углу откоса - солнце. На середине в четырех кругах на оборотной стороне: Образ Знамения Богородицы, окруженный херувимами и серафимами, князь Роман Углицкий на коне с крестом, князь Мстислав на коне с мечом, князь Георгий Владимирский на коне с мечом и крест о пяти ступенях с копьем и тростью. В углу откоса - луна. Знамя богато украшено надписями религиозного содержания.

В тексте использована информация "Исторического описания одежды и вооружения российский войск" А.Висковатова

Ертоульный полк (XVII в-)

В 1654 году при царе Алексее Михайловиче изготовлено знамя для Ертоульного полка. "Середина знамени была из жёлтой тафты, откос из чёрной, кайма из красной тафты. На одной стороны изображены: Спас, стоящий на камне Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча и Петр, Иона, Алексей и Филипп Митрополиты; на откосе Святые Петр и Павел, несущие по кресту, и в откосе же: в одном круге Великомученик Георгий на коне, с мечем; въ другом крест о пяти ступенях с копьем и тростью. На середине другой стороны: образ Пресвятой Богородицы, на откосе Святые Петр и Павел, несущие по кресту; на откосе в одном круге Меркурий Смоленский на коне с мечом; в другом круге крест о пяти ступенях с копьем и тростью.

В тексте использована информация "Исторического описания одежды и вооружения российский войск" А.Висковатова

Передовой полк князя Никиты Одоевского (XVII в-)

Знамя Передового полка, утерянное в бою у реке Колодня в июне 1654 года. После захвата литовцами знамя было отправлено в Варшаву, а позже - в Стокгольм. Ныне - в плачевном состоянии.

Источник - блог В. Великанова http://rusmilhist.blogspot.ru/2011/08/russian-color-lost-in-action-on.html


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"