Флаги военно-морского свода сигналов Российской империи и СССР



Смотрите также


Источники:
Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.
Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.

Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи - флагдука.

Передача сообщений с помощью сигнальных флагов оговорена еще в приложении к Морскому Уставу 1720 года. В 1773 году вышла Сигнальная книга адмирала Спиридова. В 1797 году генерал-адъютантом Кушелевым сборник сигналов был усовершенствован. В 1807 году адмиралом Головниным введены новые сигнальные вымпелы (ответный, вопросительный, отменительный, компасные) и отменено сопровождание флажных сигналов пушечными выстрелами. В 1869 году издан Свод сигналов в трёх книгах. В 1875 году издана Шлюпочная сигнальная книга. В 1901 году вышел новый Свод сигналов (данные кн. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение, 1954)

Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Двухфлажная сигнальная книга, Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный - ок.1904 г.).

Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. "Боевой эволюционный свод сигналов" (БЭС), "Свод эволюционных сигналов" (СЭС).

Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать "фразу", когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем - левого нока верхнего рея, затем - правого нока нижнего рея, затем - левого нока нижнего рея, затем - фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой ... и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним - более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов.

Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов.

В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве "флагов расцвечивания", то есть декорировали корабль в торжественных случаях.

32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:

НАИМЕНОВАНИЕ ФЛАГА

СИГНАЛЬНАЯ КНИГА 1901 г.

СИГНАЛЬНАЯ КНИГА 1911 г.

ВОЕННО-МОРСКОЙ СВОД СИГНАЛОВ ВМФ СССР

А, Аз

аз "Не. Нет. Не согласен. Не имею" аз аз Флаг обозначал отрицательный ответ: "Нет. Не согласен. Не имею. Не разрешаю. Не нуждаюсь" и т.п. Если флаг "А" поднимался одновременно с некоторым сигналом, но на отдельном фале, то это придает сигналу обратное значение.

Б, Буки

буки"Больше ходу. Дать ход". буки буки "Сняться с якоря", "Дать полный ход" (если машины застопорены), "Больше ходу" (если корабли на ходу).

В, Веди

веди Курс ведёт к опасности" веди в таблице 1911 веди Курс ведёт к опасности"

Г, Глаголь

глагольв дополнение к значению Бранд-вахтенного - "корабль-уравнитель, корабль обозначает отмель" глаголь глаголь Бранд-вахтенный флаг

Д, Добро

добро "Да. Согласен. Имею" есть В таблице 1911 года флаг "Добро" жёлтый треугольный, но в таблице 1911 года сохранен и прямоугольный жёлтый флаг, но без присвоенной ему буквы, а с названием «Карантинный», т.е. обозначающий корабль в карантине. добро "Да. Согласен. Имею", "Разрешаю"

Е, Есть

есть "Вопрос. Что случилось?" есть есть Имел буквенное значение.

Ж, Живете

живете [имеет условное значение] живете живете "Дать средний ход"

З, Земля

земля"Имею задний ход. Дать задний ход. Меня дрейфует" земля земля "Дать задний ход"

И, Иже

иже "Ясно вижу. Ответ" ижеВ таблице 1911 года литере "И" соответствует красный треугольный флажок с белой каймой. Его значением было "Ясно вижу". ???????????????????????????? иже "Общесудовая тревога", "Боевая готовность №..."

Й, И краткое

- «Атаковать правый или головной неприятельский фланг» и краткое "Обнаружил мину по пеленгу ... в расстоянии ... каб"

К, Ка (Како)

ка[имеет условное значение] ка"Не могу управляться" (??) ка "Выхожу из строя (ордера). Не могу управляться"

Л, Люди

люди "Держать левее". люди"Держать левее. Курс меняется влево", "Разворачиваюсь влево при помощи машины" (при постановке на якорь или съемке с якоря) люди "Поворачиваю влево", "Держать левее".

М, Мыслете

мыслете "Меньше ходу" мыслете "Меньше ход. Уменьшить ход" мыслете "Дать малый ход", "Уменьшить ход".

Н, Наш

наш "Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами". Поднятый на ноке рея или гафеле обозначал – производятся водолазные работы. н в таблице 1911 г В таблице 1911 года флаг «Н» другой – красно-белый с косицами. Обозначал "Атаковать левый или концевой неприятельский фланг" [1911]. При этом в таблице 1911 года сохранен и красный двухвостый флаг, но ему не присвоена буква, а только сохранено значение «Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами», поднятым до половины на мачте – «Временно прекратил стрельбу», поднятым до половины на ноке – «Водолазные работы» [1911] наш "Веду огонь", "Гружу боеприпасы"

О, Он

он"Прошу позволения. Отдых" В таблицах начала ХХ века (1901) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью вертикальными синими полосками. он«Следовать за мной" В таблицах начала ХХ века (1911 гг.) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с четырьмя вертикальными синими полосками. он "Следовать за мной", "Прошу разрешения ..."

П, Покой

покой"Держать правее" покой покой "Повернуть вправо", "Держать правее", "Поворачиваю вправо".

Р, Рцы

рцы"Поворот"