К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан


Михаил Ревнивцев (г.Энгельс)
flagoved@narod.ru

М.В.Ревнивцев

9 сентября 1991 года Верховный Совет Таджикской ССР принял Заявление "О государственной независимости Республики Таджикистан". В отличие от всех других бывших союзных ССР, флаг и герб нового независимого государства были приняты только спустя более года после провозглашения независимости, что было обусловлено происходившей в Таджикистане ожесточенной гражданской войной.

Флаг Таджикистана не был принят до приёма республики в ООН. На церемонии подъёма флагов новых членов ООН, которая состоялась 2 марта 1992 года у здания ООН на Ист-Ривер в Нью-Йорке, были подняты флаги Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Сан-Марино, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. При этом для Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана были подняты флаги соответственно Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР. Во время церемонии подъема флага были перепутаны флаги Таджикской ССР и Туркменской ССР. Распорядитель церемонии назвал: "Республика Таджикистан!" и под звуки музыки и аплодисменты на флагшток был поднят флаг Туркменской ССР! Когда же был поднят флаг Республики Таджикистан, то он оказался неправильно сшитым, с измененным соотношением красной, белой, зеленой и красной полос, как 3:1:1:1, тогда как правильное соотношение цветных полос на существовавшем с 20 марта 1953 года Государственном флаге Таджикской ССР составляло 5:2:1:2. (1)

Принятию новых герба и флага страны предшествовал длившийся несколько месяцев закрытый конкурс. На конкурс свои работы представили Институт истории, Институт астрофизики, Комитет по терминологии и др. Всего на конкурс поступило более 200 проектов, которые рассматривала специальная комиссия под руководством академика Мухаммада Асимова (2)

Свой выбор комиссия остановила на проектах герба и флага, представленных З.Хабибуллаевым, А.Заневским, Л.Додхудоевой, Н.Игнатушиной и М.Сайдалиевым. Продолжавшаяся гражданская война мешала рассмотрению и утверждению новых государственных символов и только 24 ноября 1992 года на состоявшейся в селе Арбоб (в 10 км от г.Худжанда (Ленинабада) ) т.н. "примирительной" XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан были утверждены новые герб и флаг страны.

На этой сессии академик Мухаммад Асимов со второго захода смог убедить депутатов принять новые изображения государственных герба и флага. Сессия утвердила "Положение о Государственном флаге Республики Таджикистан", "Положение о Государственном гербе Республики Таджикистан" и внесла их описания в статьи 169 и 170 Конституции Республики Таджикистан.

Согласно "Положению о Государственном флаге Республики Таджикистан":

1.Государственный флаг Республики Таджикистан является символом государственного суверенитета Республики Таджикистан, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства всех народов, проживающих в республике.

2.Государственный флаг Республики Таджикистан представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтально расположенных цветных полос: верхней полосы красного цвета и равной ей по ширине нижней полосы зелёного цвета; средней белой полосы, составляющей полторы ширины цветных полос. На белой полосе на расстоянии половины длины полотнища от древка изображены золотом стилизованная корона и полукруг из семи звезд над ней. Отношение общей ширины флага к его длине 1:2.

Корона и звезды вписываются в прямоугольник, стороны которого по вертикали составляют 0,8, а по горизонтали 1,0 ширины белой полосы. Пятиконечные звезды вписываются в окружности диаметром 0,15 и располагаются по дуге радиусом 0,5 ширины белой полосы.

Корона высотой 0,55 ширины белой полосы прогибается в основании по дуге радиусом, равным 1,2 ширины белой полосы. Четыре дугообразных элемента, формирующие верх короны, венчаются в центре частью круга диаметром 0,2 ширины белой полосы.(рис.1)

Согласно "Положению о Государственном гербе Республики Таджикистан":

  1. Государственный герб Республики Таджикистан является символом государственного суверенитета Республики Таджикистан, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства всех народов, проживающих в республике.
  2. Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение крылатого льва в лучах солнца, восходящего из-за гор, обрамленного колосьями пшеницы, перевитыми трехполосной лентой. Обрамление венчает корона с семью звездами, размещенными над ней полукругом.

В цветном изображении Государственного герба Республики Таджикистан золотые лучи, лев, колосья, корона со звездами и горы с белыми вершинами на фоне сине-зеленого (бирюзового) центрального круга, лента состоит из продольных красной, белой и зеленых полос. (рис.2) (3)

Свое объяснение символики герба и флага Таджикистана попытался дать В.Сапрыков с своей статье "Новый герб и флаг Таджикистана" в №10 журнала "Наука и жизнь" за 1993 год. Учитывая, что за прошедшие с тех пор 10 лет в российской прессе более не было предпринято попыток интерпретировать символики герба и флага Таджикистана, настоящее сообщение и имеет своей целью раскрыть истинный, доселе скрытый смысл государственных символов Таджикистана.

Для понимания этого необходимо учесть, что в среде таджикской интеллигенции была и в годы советской власти и до настоящего времени популярна религия зороастризма, восходящая своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов 9-10 вв.н.э. и берущая свое начало среди верований индоарийских племен.

Символической квинтэссенцией основных положений зороастрийского вероучения является тот сложный интегрированный символ в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, который в Конституции Республики Таджикистан и положениях о гербе и флаге скромно назван "короной". Пытаясь найти объяснение этой "короне", В.Сапрыков писал: "Корона имеет …смысл: слово "тадж" в переводе означает "венец". В более широком смысле понятие "таджики" может трактоваться как "халки тодждор", т.е. народ-венценосец". Действительно, как сообщал Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, "слово таджик означает "увенчанный"; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в Средней Азии". (4)

Мы полагаем, что это - слишком примитивное объяснение, которое и было рассчитано авторами герба и флага на полуграмотных депутатов Верховного Совета Таджикистана, по преимуществу - руководителей колхозов и совхозов советской эпохи.

В.Сапрыков в своей статье пишет, что "три выступа в короне, изображенной на гербе, обозначают регионы республики - Хатлон, Заравшон и Бадахшон". Любой читатель, взглянув на изображение этих "трех выступов на короне", без труда увидит, что они представляют собой стилизованные изображения светильников. И это действительно так: в зороастризме объектом религиозного поклонения являются три священных неугасимых огня (атар) в храмах: Атар-Фарнбаг (огонь жречества), Атар-Гунасп (огонь царя и воинов) и Атар-Бурзин-Михр (огонь общинников). Верховную триаду зороастрийского пантеона составляют три эманации бога - Ахурамазда - "воздействующее слово", Аша Вахишта - "праведность, наилучший распорядок, дело" и Воху Мана - "благая мысль".

Еще более сложной и имеющей поистине сакральный смысл, является центральный элемент этой т.н. "короны". Согласно зороастрийским представлениям, в центре Мира находится мировая гора Хара (Хукарйа) - главная вершина хребта Харайти (Хара Березайти, "железная гора"), окружающего всю землю. С горы Хара стекают две реки, окружающие всю сушу. У подножия горы - огромное озеро (море) Ворукаша, где у источника Ардви (Ардвисура) произрастает мировое дерево Хаома (Хом-Хаома, гао-керена или виспобиш), на котором пребывают семена всех растений Земли. На вершине горы Хара - обитель богов Гаронмана ("место песнопения")- вечная беспередельная страна света, рай, где нет нужды и где каждый человек живет по своей воле. На вершине древа Хаома - обиталище царя птиц Сэнмурва (Симурга), который рассыпает семена всех растений. Верховный бог зороастрийцев Ахурамазда (Ормазд, Ормузд) создал духовную сущность - фраваши Заратуштры (Зороастра), поместив её в ствол древа Хаомы и разместил весь материальный мир между царствами света и тьмы.

Выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет "мост возмездия" Чинват, узкий, как лезвие бритвы, по которому душа человека должна пройти в рай на суд Митры, Сраоши и Рашны. Душа человека через 3 дня после смерти направляется к мосту возмездия Чинват, где её поступки взвешивает на весах Рашна. В Судный День Заратуштра будет отделять на мосту Чинват души праведников от грешных.

В.Сапрыков не сумел объяснить и наличие семи золотых звезд, предположив, что "во всех мифологических системах число семь было священным, приносящим счастье, дарующим добродетель. Вместе с тем, семь в таджикской культурной традиции - символ совершенства. Известны многие понятия, связанные с числом 7 : "Хафт пайкар" (семь красавиц), "Хафт авранг" (семь престолов), "Хафт бародар" (семь братьев), семь корифеев персидско-таджикской поэзии и т.п.".

На самом деле, семь золотых пятиконечных звезд символизируют одно из основных понятий зороастризма - семь добрых духов Амеша Спента - ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахурамазда (Ормузда): Хшатра Вайрья ("Прочная власть"), Спента Манью ("Святой Дух", творческая ипостась бога Ахурамазда, покровитель священного огня и животных), Воху Мана ("Благая Мысль", покровитель домашнего скота и общины оседлых скотоводов), Аша Вахишта ("Истина", покровитель домашнего огня, очага), Армайти ("Благочестие", покровитель земли), Аурват (Хаурват, "Целостность", как полнота физического существования; покровитель воды) и Амертат ("Бессмертие", покровитель растений).

Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн - солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.. Для людей фарн воплощается в семи элементах счастья: в мире, богатстве, доме, жене, детях, скоте и здоровье. Особым фарном обладает страна и народ. Тот, у кого есть фарн - "обладатель благой судьбы". Фарн был важнейшим символом незыблемости шахской власти в Иране В данном случае он может рассматриваться, как фарн страны. По представлениям зороастрийцев, все звезды прикреплены и окружают мировую гору Хара.

Можно также предположить, что определенным прообразом для создателей эмблемы явился государственный герб-эмблема Ирана (расположенный также и на современном иранском флаге). (рис.3)

В значительной степени прообразом нового флага Таджикистана послужил прежний флаг Таджикской ССР: именно на нем ширина белой полосы была вдвое больше зеленой полосы. Сам флаг по своей красно-бело-зеленой цветовой гамме также повторяет не только в определенной степени флаг Таджикской ССР 1953 года (рис.4), но и зелено-бело-красный флаг Ирана (рис.5) Как и на флаге Ирана, эмблема помещена на центральной белой полосе.

Являвшийся главной фигурой нового государственного герба крылатый лев был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.

В руинах древнего восточно-иранского города Хабис археологами было найдено небольшой металлическое знамя (штандарт), датируемый 3 тысячелетием до н.э, который можно считать одним из древнейших знамен мира. На нем изображен лев на фоне восходящего солнца. Изображение льва с мечом "Зульфикаром" (мечом Али, племянника пророка Мухаммеда) на фоне солнца присутствовало на персидских (иранских) знаменах с 15 века н.э. ( ) и на флагах Персии (Ирана) с 1826 до 1979 года.(рис.6) C 1906 года иранским флагом стало полотнище из зеленой, белой и красной полос.(5)

Бирюзовый цвет диска символизировал находящиеся в Таджикистане крупнейшие в мире месторождения минерала бирюзы.

Число солнечных лучей составляло 21 - три раза повторенные группы по 7 лучей - три эманации Ашурамазда с 7 добрыми духами Амеша Спента. Можно с уверенностью предположить, что группировка солнечных лучей в три группы символизировала и известные по "Авесте" три эпохи в истории вселенского противоборства добра и зла: золотой век, царство первочеловека и культурного героя Йимы сменяется современной эпохой ожесточенной борьбы меду духами Добра и Зла и их приверженцами на Земле, и будущей эпохой всеобщего благоденствия после победы Добра.

Золотые горы с серебряными вершинами символизировали заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.

Пшеничные колосья - символ земледелия и оседлой жизни: "Кто сеет хлеб, тот сеет праведность" (Авеста).

Изображение льва на новом государственном гербе постоянно критиковалось сохранившими советский менталитет чиновниками за его явную схожесть с символом шахского Ирана, с одной стороны, и со стороны исламских радикалов шла критика из-за того, что каноны ислама запрещают изображения живых существ (людей, животных, рыб, птиц и т.д.). Все это привело к тому, что спустя год с небольшим государственный герб Республики Таджикистан был изменен и его изображение было максимально приближено к прежнему гербу Таджикской ССР, существовавшему с 1937 года.

Законом Республики Таджикистан 28 декабря 1993 года было утверждена новая редакция "Положения о Государственном гербе Республики Таджикистан", в которой статья 2 гласит:

Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звезд над ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом, и обрамленных венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева - из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена раскрытая книга на подставке.

В цветном изображение Государственного герба Республики Таджикистан корона, солнце, горы, колосья, книга и подставка - золотые; стебли и листья хлопчатника - зеленые, полосы на лентах - красная, белая и зеленая; обложка книги - красная. (рис.7) (6)

Но за борьбой со львом в гербе никто не обратил внимания на главную эмблему- т.н. "корону", которая не только бессменно остается до настоящего времени на флаге, но и венчает новый, современный герб. Таким образом, хорошо продуманная эмблема скрытых таджикских зороастрийцев благополучно вступила о второе десятилетие своего существования.




Источники:

(1)
Видеозапись программы "Время" в 21.00 час 3 марта 1992 года; журнал "Новое время" №12, 1992, с.7
(2)
Независимая газета, №252 (676), 31 декабря 1993 г., с.3
(3)
Ксерокопии аутентичных текстов законодательных актов с авторскими изображениями флага и герба и сведениями об их авторах предоставил председатель Комитета по культуре, международным делам и межнациональным отношениям Верховного Совета Республики Таджикистан В.Атаев со своим письмом от 28 июля 1993 года №К/3916.
(4)
Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1895/репринт: М, Терра, 1997, т.76, стб.96
(5)
Hesmer, Karl-Heinz, Flaggen und Wappen der Welt, Bertelsmann Lexikon Verlag GmbH, Guetersloh, 1992, S.68
(6)
Ксерокопию аутентичного текста положения с авторским изображением герба и сведениями о его авторах предоставил председатель Комитета по культуре, международным делам и межнациональным отношениям Верховного Совета Республики Таджикистан В.Атаев со своим письмом от 30 апреля 1994 года №К/2020.

При подготовке статьи использованы материалы Энциклопедии "Мифы народов мира" в 2 томах, под ред.С.А.Токарева, 2-е издание, М, Советская Энциклопедия, 1991


На главную страницу "Флагов Таджикистана" На главную страницу "Вексиллографии"