Ведомственные флаги Российской империи (часть 1)


Адмиралтейские заводы
Акцизное ведомство
Амурский телеграф
Архиепископ Архангельский и Важский
Аэроклубы. Отдел воздушного флота
Буксирный пароход "Вага"
Ведомство путей сообщения
Военно-сухопутное ведомство, Военное ведомство
Воздухоплавательные части - см. "Военное ведомство"
Военные поселения
Волжская биологическая станция
Главное управление торгового мореплавания и портов
Горные клубы и общества
Губернаторы
Дипломатический корпус
Добровольный флот
"Дойч-Руссише Нафта импорт геселлшафт"
"Кавказ и Меркурий" (см. "Пароходства")
Кавказская гребная флотилия
Казенное лесное ведомство
Карантинная служба
Китайская-Восточная железная дорога
Кронштадтский детский корабль-приют

см.также Часть 2:
Лига обновления флота
Флаг для призыва лоцмана
Гидрографическая, лоцманская служба, маячные флаги
Министерство финансов
Начальник торговый портов (см. "Главное управление торгового мореплавания и портов")
пароходы Новаховича и Женьеса
Общество рыбоводства и рыболовства
Общество спасания на водах
Отдел воздушного флота (см. "Аэроклубы")
Отдельный корпус пограничной стражи
Почтовое ведомство
Пакетботы, Чёрное море
Пароходства (в т.ч. "Кавказ и Меркурий", РОПиТ)
"По Волге" пароходство (см. "Пароходства")
Пожарные команды
Речная и портовая полиция
Кольская администрация (Арх.губ.)
Российский морской союз
Российско-Американская компания
Российское общество попечения о раненых и больных
Российское общество Красного Креста
Русское Восточно-Азиатское общество (компания)
Рыбные промыслы - см. "Управление рыбных промыслов..."
Севастопольский градоначальник
Севастопольский детский корабль-приют
Сибирская удельная фактория в Находке
Соловецкий монастырь
Соединенное российское пожарное общество
Спасательная станция о.Новая Земля
Суда перевозки корабельных лесов по Онежскому озеру
Судовые компании Игнатия Буркова, "Helsingfors Angfartigs A.B.", "Helmsing & Grimm", Dietrich Heydemann
Таганрогский детский корабль-приют
Таможенная служба
Телеграфная служба
Торговый дом "Братья Лассманны"
Управление Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами
Управление Закавказскими рыбными промыслами
Управление гос.имущества в Туркестанском крае (рыбные промыслы)
Управление рыбных промыслов Туркестанского края и Черноморско-Дунайского бассейна
Уральское казачье войско
Училище торгового мореплавания
Енисейское управление гос.имущества (рыбные промыслы)
Финляндское общество спасения на водах
Черноморско-Дунайское пароходство (см. "Пароходства")

Часть 3
Флаги яхт-клубов и обществ любителей мореплавания
Морские собрания
Адмиралтейские заводы
адмиралтейский завод балтийский завод ижорский завод обуховский завод

Указом императора Николая II "Об установлении новых флагов для четырех заводов морского ведомства" 12 мая 1908 года были учреждены флаги Адмиралтейского судостроительного, Балтийского судостроительного и механического, Ижорского и Обуховского сталелитейного заводов. В углу полотнища помещались 4 разъединённых якоря, а в центре полотнища литеры соответственно "А.3.", "Б.3.", "И.3." или "О.3."

Использованы материалы эссе Раисы Иволги (2001), опубликованное на сайте города Колпино

Указ воспроизведен в ПСЗ РИ №30358

Акцизное ведомство

Перекрещенные синие кадуцеи на верхней белой полосе национального триколора были и на флаге судов акцизного ведомства России (податной инспекции в Астрахани), утверждённом указом от 17 июня 1892 года. (информация А.Басова).

Амурский телеграф

20 мая 1865 года (ПСЗ РИ, №42113) именным указом введены новые флаги для пароходов и судов Амурского телеграфа. Указ объявлен Сенату Главноначальствующим над Почтовым департаментом: "присвоить пароходам и судам Амурскаго телеграфа, взамен существующих, следующие флаги, по прилагаемым рисункам: кормовой - по рисунку существующаго почтоваго, с тем отличием, чтобы, вместо почтоваго рожка, в правом верхнем углу, был помещен телеграфный знак, носовой - на белом поле красный телеграфный знак, и стеньговой - на мачте из такого же телеграфного знака с белой косицей".

Источники - ПСЗ РИ, "Альбом штандартов флагов и вымпелов Росийской империи и иностранных государств", сост.М.Беловым, 1898

"Архиепископ Архангельский и Важский"

Во французских флотских таблицах-определителях флагов XIX века указан флаг архиепископа Архангельского и Важского - белое полотнище с жёлтым иерусалимским крестом. Подтверждения этого флага в российских источниках мы пока обнаружить не смогли...

Рисунок взят с таблицы-определителя флагов германского ВМФ

Возможно (?) имелся в виду флаг архиепископа Холмогорского и Важского (с 1735 - архиепископ Архангелогородский и Холмогорский, с 1787 - епископ Архангельский и Олонецкий, с 1799 - епископ Архангельский и Холмогорский).

Аэроклубы (Одесский аэроклуб, Императорский всероссийский аэроклуб), Отдел воздушного флота

В первые годы ХХ века в России возникло несколько аэроклубов. Один из первых - Одесский аэроклуб. 16 апреля 1909 года на общем Собрании Одесского Аэроклуба был утвержлёт знак клуба: основу знака составляет вытянутый овальный серебряный лаврово-дубовый венок - символ славы и крепости. В центральной части знака – изображение летного поля, покрытое зеленой эмалью. На фоне летного поля силуэт накладного, золотого воздушного шара. В верхней части знака стилизованный накладной силуэт аэроплана (системы Блерио), развернутый в три четверти, из серебра. Крылья последнего чуть выступают за пределы венка с обеих сторон. В верхней части аббревиатура из трех букв золотом ОАК, опирающаяся основанием на центральную часть аэролана. Тогда же утвержден и флаг клуба, "представляющий собой белое поле с изображением знака Клуба в центральной части". К статье Б.Степанова и М.Хайрулина представлена фотография реконструкции этого флага, в крыже - национальный российский триколор.

В 1908 году в Санкт-Петербурге был организован Всероссийский аэроклуб (ВАК). После принятия Николаем II покровительства над клубом он стал назваться Императорским (ИВАК). Эмблема клуба - серебряная восьмиконечная звезда с наложенным на неё золотым крылатым якорем лазоревым щитом, на котором была нанесена золотом аббревиатура клуба "ИВАК". Флаг клуба - белое полотнище с российским триколором в крыже и эмблемой ИВАК в противоположном углу полотнища.

В 1908 году Императорский Всероссийский Аэроклуб с разрешения императора начал всенародную подписку на создание Воздушного флота. Был создан Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, а в его составе Отдел воздушного флота, который занялся обучением пилотов, покупкой аэропланов и т.п. Флаг Отдела воздушного флота Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования Высочайше утвержден в Петергофе 31 июля 1911 года. Описание флага:

Флаг имеет форму равнобедренного треугольника: длина флага в 3 раза больше ширины (у основания треугольника). По длине флаг разделен на две части в отношении 1:2; в первой части три горизонтальные полосы (считая сверху) белая, синяя и красная; остальная часть флага белая, и в ней помещен синий вензель из инициалов Отдела Воздушного Флота (О.В.Ф.)"

Источник - Б.Ю.Степанов М.А.Хайрулин "К вопросу об эмблематике и обозначениях отечественной авиации начального периода развития (1909 – 1913 г.г.)" [опубл. в http://retrozavr.diary.ru/...]

Буксирный пароход "Вага" (Министерство императорского Двора и уделов)

Удельный буксирный пароход "Вага", предназначенный для плавания по Северной Двине, 9 марта 1895 года получил соизволение императора использовать специальный флаг. В крыже - "русский коммерческий флаг", в вольной части на зелёном поле двуглавый орёл с вензелем императора в красном щитке на груди.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Ведомство путей сообщения

Флаг ведомства путей сообщения с 15.01.1830 по 1865 год был белым с зелёным андреевским крестом. Флаг поднимался на корме гардкаутов. На яхтах использовался такой флаг на корме и аналогичный, но меньший по размеру гюйс. Этот флаг введен Именным указом от 15 января 1830 г. (ПСЗ №3423) Его Королевскому Высочеству Главноуправляющему Путями Сообщения об утверждении флага для судов ведомства Путей Сообщения.

Материалы ПСЗ РИ

Кормовой флаг судов Ведомства путей сообщения (вместо прежде существовавшего) Высочайше утвержден 28 сентября 1870 года (ПСЗ РИ, №48753). 28 октября 1870 года именной указ объявлен Сенату Управляющим Морским министерством. Флаг был приближен по дизайну к национальному, лишь в кантоне добавлялись синие якорь и топор.

Рисунки флагов Ведомства путей сообщения взамен прежнего флага (1870) Высочайше утверждены 2 апреля 1881 года (ПСЗ РИ, 1881 г., №64)

"Общий флаг ведомства путей сообщения, поднимаемый:
а) на зданиях ведомства,
б) на станциях железнодорожных дорог в городах,
в) на парусных и паровых судах и
г) на шлюпках.
Флаг постовой, поднимаемый:
а) на постовых судах и брандвахтах,
б) на береговых сигнальных мачтах всех судоходных постов и
в) над помещением чинов судоходного и шоссейного надзора.

Общий флаг ВПС - белый с национальным флажком в кантоне и синими якорем и топором, постовой флаг ВПС - национальный триколор, в вольной части на белом фоне синий топор и якорь; вольная часть флага закруглена. Наибольшие размеры флагов были: общего 48 х 72 вершка, постового - 24 х 72 вершка.

Материалы ПСЗ РИ

17 марта 1914 года утверждены флаги должностных лиц МПС:

флаг Министра Путей Сообщения - белый с синими топором и якорем в центре;

флаг товарища министра (первого заместителя) - такой же, но с узкими синими полосками по верхней и нижней кромкам;

флаг Начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог - как флаг министра, но с узкими красными полосками по верхней и нижней кромкам.

флаг Начальника округа путей сообщения - белый с синими топором и якорем, флаг имел две косицы.

Военно-сухопутное ведомство, Военное ведомство

Флаг судов военно-сухопутного ведомства (если командиром корабля был не морской офицер) походил на флаг акцизного ведомства, но эмблему составляли жёлтый оружейный ствол и два синих инструмента (топор и лопата) в косой крест

Этот флаг утверждён Приказом генерал-адмирала №123 в 1871 году.

По информации А.Н.Басова (г.Минск)

флаг генерала

Указом от 30 марта 1870 года бывший флаг военного губернатора был присвоен генералам военно-сухопутной службы, имеющим под командой морскую часть.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах"

В 1893-1912 существовал Брейд-вымпел военного министра - белый с гюйсом в крыже, военой кокардой под ним, двумя белыми косицами.

Приказом по Морскому ведомству от 5 марта 1912 года введен флаг Военного министра, а также некоторых чинов ВМФ, брейд-вымпела командующих военными округами. Приказом от 20 апреля 1912 года этот флаг включен в Морской Устав. Флаг Военного министра белый, в крыже гюйс, а под ним офицерская кокарда с перекрещивающимися в ее середине двумя орудиями, двумя ружьями, двумя саблями и лопатой. Флаг поднимался на кораблях на грот-мачте, на шлюпках - на носовом флагштоке.

Флаг генерала военно-сухопутной службы (имеющего под своей командой военно-морскую часть, утв. 5.3.1912) - андреевский флаг, в кантоне на белом фоне два скрещенных синих якоря рымами вверх.

Брейд-вымпела для командующих войсками военных округов (5.3.1912) - синие с гюйсом в крыже и белыми косицами.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах"

9 апреля 1894 года Император утвердил рисунок флага для воздухоплавательный частей (Приказ по военному ведомству №94, 30 апреля 1894 г.) - на белом полотнище в крыже изображался гюйс, в свободной части красный "воздухоплавательный знак" - крылатый якорь. Флаг подвешивался на шаре между экватором шара и гондолой.

Благодаря деятельности аэроклубов и Отдела воздушного флота идея создать боеспособный воздушный флот появилась и военных. В 1911 году разработаны планы создания авиационных отрядов при воздухоплавательных частях. Военные аэропланы в тот период должны были нести флаг, присвоенный воздухоплавательным частям и высочайше утвержденный 30 апреля 1894 года - белый с гюйсом в крыже и красным крылатым якорем в свободной части. Флаг использовался "на корме" аэропланов как в традиционном матерчатом виде, так и изображался на вертикальных рулях управления самолетов. В 1913 году появились круговые трехцветные эмблемы, постепенно они вытеснили воздухоплавательный флаг с аэропланов. На аэростатах этот флаг сохранился. Например, в ноябре 1914 году установлено, чтобы на аэростатах поднимался впереди малый воздухоплавательный флаг, а сзади - большой национальный флаг.

Источник - Б.Ю.Степанов М.А.Хайрулин "К вопросу об эмблематике и обозначениях отечественной авиации начального периода развития (1909 – 1913 г.г.)" [опубл. в http://retrozavr.diary.ru/...]

К январю 1916 года Морское ведомство составило проекты рисунков флагов Военного ведомства: общего кормового, стеньговых или носовых вымпелов и передало их на согласование Военному министру. В марте 1916 года доработанные проекты кормовых флагов, брейд-вымпела Помощника Военного Министра были представлены на окончательное согласование Военному министру. Весь комплект флагов был утверждён императором Николаем 21 июня 1916 года. Приказом по Военному ведомству №439 от 8 августа 1916 года комплект кормовых флагов для судов Военного ведомства, комплектуемых военнослужащим личным составом, и брейд-вымпел Помощника Военного Министра введены в действие. Кормовые флаги были выполнены по единому образцу: белое полотнище с гюйсом в крыже, в вольной части внизу эмблема, присвоенная данной части для плечевых погон.

В частности утверждены такие флаги (приводим только описание эмблем):
Минные части - якорь и два весла;
Артиллерийские части - два перекрещенных орудия;
Воздухоплавательные части - крылатый якорь;
Авиационные части - крылатый пропеллер;
Искровые телеграфные части - перун с молниями, крылья;
Телеграфные части - два сплетенных зигзага молний;
Автомобильные части - шасси и руль автомобиля с крыльями;
Железнодорожные части - скрещенные топор и якорь;
Части, не имеющие специальной эмблемы - силуэт двуглавого орла под коронами.

По материалам статьи Л.П.Зайцевой "История создания флагов Военного ведомства Российской империи" // "Гербовед" №83

Помимо судов эти флаги разрешалось поднимать на автомобилях, поездах, аэростатах.

Фотографии предоставлены Г.Г.Канинским (г.Челябинск)

Брейд-вымпел Помощника Военного Министра (если он состоит в военном чине), 1916 - полотнище белого цвета с изображением гюйса в крыже, косицы синие.

По материалам статьи Л.П.Зайцевой "История создания флагов Военного ведомства Российской империи" // "Гербовед" №83

Военные поселения
флаг флаг флаг

Для судов, транспортировавших грузы к военным поселениям в Новгородской губернии по реке Волхов, были в 1831 году введены специальные флаги. Полотнища флагов состояли из белой, синей, красной горизонтальных полос, но на первом флаге более широкой была белая полоса, на втором - синяя, а на третьем - красная. В крыже у всех флагов помещался орёл, аналогичный киверному знаку. Флаги просуществовали до середины XIX века (отменены ок.1865 г.)

По информации А.Н.Басова (г.Минск)

Волжская биологическая станция
флаг

Волжская биологическая станция основана в 1900 году Саратовским обществом естествоиспытателей и любителей естествознания.

По материалам книги "Труды Саратовского общ-ва естествоиспытателей и любителей естествознания, 1903 г. Волжская биологическая станция. Летние работы 1902 года". Ред. А.С.Скорикова. (опубл. http://www.archive.org/stream/berichtberdietht00skor#page/n1/mode/2up)

Главное управление торгового мореплавания и портов
флаг вымпел начальников торговых портов

23 февраля 1903 года утверждён флаг учреждений и плавсредств в портах, состоящих по ведомству Главного Управления Торгового мореплавания и портов (бывший флаг Портовых управлений Министерства финансов 1902-1903; белое полотнище с национальным флагом в крыже и двумя синими якорями в вольной части). Этим же указом утверждён вымпел Начальников торговых портов (так же с изображением синих скрещенных якорей).

По информации А.Н.Басова (г.Минск)

Горные клубы, горные общества

Флаг Крымского горного клуба Высочайше утвержден указом от 19 марта 1901 года. ПСЗ РИ №19842 (по всеподданнейшему докладу Министра Земледелия и Государственных Имуществ): "Русский национальный флаг, трех цветов: красный, синий и белый; в левом верхнем углу флага изображена горная коза - эмблема Крымского Горного Клуба, а на средней синей полосе флага изображены инициалы Клуба". Флаг предназначен для поднятия над помещениями и учреждениями клуба.

14 марта 1905 года (ПСЗ №25977) Высочайше утверждён уже флаг Крымско-кавказского горного клуба: флаг почти точно повторяет флаг Крымского горного клуба, изменилась только аббревиатура. Флаг предназначен для поднятия над помещениями и учреждениями клуба.

Флаги горных обществ были также схожими. Флаг Кавказского горного общества в Пятигорске (утв. 7.7.1903 года, ПСЗ РИ, №23288) - "Русский национальный флаг, на средней синей полосе которого изображены инициалы Общества "К.Г.О" Флаг предназначался для поднятия над учреждениями и сооружениями Общества.

Информация А.Басова (г.Минск) и ПСЗ РИ.

Флаг Русского горного общества Высочайше утвержден указом от 19 марта 1901 года. ПСЗ РИ №19842 (по всеподданнейшему докладу Министра Земледелия и Государственных Имуществ) - "есть национальный Русский флаг трех цветов: красный, синий и белый, а на белом полотнище, в левой стороне, помещено изображение знака Общества". Флаг предназначен для поднятия над помещениями и учреждениями общества.

Губернаторы

26 июля 1919 года император утвердил рисунок кормового флага для служебного охранного парохода Камчатского губернатора - по образцу флага ведомства путей сообщения, но с заменой помещенный в нем якоря и топора гербом Камчатской области.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Дипломатический корпус

Указом от 27 февраля 1832 года Российским консулам в иностранных приморских портах для выездов в море был присвоен яхтенный флаг.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Указом от 26 апреля 1833 года были введены флаги "Российских послов при Иностранных дворах и прочих Дипломатических чиновников":

"1. Чрезвычайным нашим послам, во время пребывания их на военных Российских судах поднимать на грот-брам-стеньге Кейзер-флаг, имеющий на верхней четверти к флаг-штоку Российский герб на белом поле;

2. Чрезвычайным посланникам иметь тот же флаг, поднимая оный на фор-брам-стеньге.

3. Резидентам и Поверенным в делах поднимать обыкновенный яхтенный флаг на крюйс-брам-стеньге.

4. Генеральным консулам присвоить Российский купеческий флаг, имеющий в верхней четверти синий Андреевский крест в белом поле, и поднимать флаг сей на судах, где будет удобнее.

5. Консулам иметь тот же флаг, но с косицами, наподобие флагов гребной флотилии. 6. Все выше означенные флаги предоставляются прописанным Дипломатическим лицам право поднимать, как на носу гребных судов, на которых они могут за границею находиться, так и на домах, где жительство иметь будут".

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

В дополнение к объявленным 26.4.133 г. флагам Указом от 5 февраля 1834 года было разрешено использовать флаг как у консулов в "тех местах, где нет Консулов, Вице-Консулов" и Российским Коммерческим агентам.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

В Морском уставе (1853 г.) флаг резидентов и поверенных в делах изображен несколько по-другому: "белый флаг, но с косицами, имеющий в крыжу синий Андреевский крест; носится семи лицами только на гребных судах, и не ниначе как в пределах страны, где они акредитованы".

флаг посла

16 марта 1870 года Указом "Об изменениях в рисунках флагов" был введен флаг Чрезвычайных послов - "кейзер-флаг с белым четырехугольником на середине, на коем изображен двуглавый черный орел. Флаг этот поднимать на грот-брам-стеньге".

флаг посла

Посланникам и резидентам был "присвоен кейзер-флаг с белым крыжом, на коем изображен двуглавый чёрный орел. Флаг этот поднимать посланникам на грот-брам-стеньге, а Резидентам - на фор-брам-стеньге".

флаг посла

Поверенным в делах присвоен "белый флаг с синим андреевским крестом, имеющий в крыжу три горизонтальных полосы, считая сверху: белую, синюю, красную. Флаг этот носить только на гребных судах".

флаг посла

Генеральным Консулам, Консулам и Вице-Консулам был предписал бело-сине-красный флаг, имеющий в крыже андреевский крест. Этот флаг тоже предназначался только для гребных судов.

флаг посла

29 июля 1896 года император утвердил новые образцы флагов дипломатов. Эти флаги описаны в приказе по Морскому ведомству от 30 ноября 1896 года и введены в действие с 1 января 1898 года:

Флаг Чрезвычайного посла - бело-сине-красное полотнище, в центре в белом прямоугольнике государственный герб.

флаг резидента

Флаг Посланников и Резидентов - бело-сине-красное полотнище, в кантоне на белом фоне государственный герб

флаг посла

Флаг Поверенного в делах - бело-сине-красное полотнище, в кантоне на белом фоне скрещенные золотой скипетр и синий якорь рымом вниз.

флаг консула

Флаг Генерального консула, Консула, Вице-консула - бело-сине-красное полотнище, в кантоне на белом фоне синий якорь рымом вверх.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Добровольный флот

"Добровольный флот" создан в 1878 оду для казенных морских перевозок в мирное время и крейсерской службы в военное время.

23 января 1881 года императором был утвержден рисунок для флага судов Общества "Добровольный флот". "Флаг состоит из трех цветов, присвоенных комерческому флагу, а именно: белого, синего, и красного. Белая полоса вдвое шире других и по середине ее помещено изображение Русского Государственного Герба. Двуглавый орел держит карты Русских морей". Общество использовало этот флаг в 1881-1898 годах.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

29 июля 1896 года император утвердил новый флаг "Добровольного флота": национальный триколор с короной в кантоне и золотым почтовым рожком в центре синей полосы. Этот флаг описаны в приказе по Морскому ведомству от 30 ноября 1896 года и введен в действие с 1 января 1898 года.

Отличительный вымпел для судов Добровольного флота утвержден Морским министром и объявлен приказом по Морскому ведомству 10 января 1907 года. Это был белый вымпел с косицами и косым крестом из красной и синей диагоналей.

Использованы материалы книг А.Басова "История военно-морских флагов", В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001; а также книги Н.Соболевой и В.Артамонова "Символы России"

"Дойч-Руссише нафта импорт геселлшафт"

Флаг компании "Deutsch-Russische Naphta Import Gesellschaft" (ориентировочно с конца XIXв до 1910-х годов) состоял из шести горизонтальных полос национальных цветов Германии и России, в центре полотнища располагался жёлтый ромб с аббревиатурой названия компании.

Использовано сообщение Хорге Кандейаса (Jorge Candeias) в международной конференции "Flags of the World"

Кавказская гребная флотилия
кормовой флаг флотилии

Кормовой флаг для Кавказской гребной флотилии - синий с национальным трехцветом в кантоне и белым якорем в середине - Высочайше утверждён 16 ноября 1870 года (ПСЗ РИ №48911). Именной указ объявлен Сенату Управляющим Морским министерством 20 ноября.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Казённое лесное ведомство

Высочайшим указом от 18 июня 1901 года (ПСЗ РИ №20408)) установлен флаг и вымпел для судов казенного лесного ведомства. Флаг бело-сине-красный с эмблемой общества - литеры "П.Н.II" под императорской короной, рядом буквы "К.Л.В". Вымпел трёхцветный, в головке на белом поле такая же эмблема.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Карантинная служба

Карантинная служба оформилась в России в 1800 году с принятием "Встава пограничных и портовых карантинов". До того, корабли и товары при выявлении опасных заболеваний просто сжигались. С 1800 года товары и корабли стали "очищаться".

Уставом пограничных и портовых карантинов (7 июля 1800 года) утверждён чисто жёлтый флаг пограничных и портовых карантинов.

По материалам сообщений на "Форуме униформистов" (сообщения администратора форума)

Еще в указе от 20 сентября 1832 года говорилось, что суда, находящиеся в Карантинном ведомстве, должны иметь жёлтый флаг, а шлюпки и другие мелкие суда - жёлтый вымпел "для отличия судов очищенных от неочищенных". По информации на "Форуме униформистов" флаг 1832 года был треугольным.

16 января 1835 г (ПСЗ №7766) установлен флаг и гюйс карантинных судов - полотнище, разделенное белым косым крестом на жёлтые и зеленые части. Суда карантинной службы несли этот флаг и гюйс до 1860-х годов. К рисунку флага карантинных судов в ПСЗ шла ремарка "Высочайше утверждено для всех Карантинных судов, Карантинным же брантвахтам иметь сверх того на фор-брам-стеньге синий треугольный флаг, всем брантвахтам присвоенный, но вымпела на подобие военного не иметь".

Использована нформация, предоставленаня А.Н.Басовым (Минск), и материалы ПСЗ РИ

В императорском указе от 1 марта 1871 года говорилось следующее:

"так как карантинное ведомство не имеет в своем распоряжении ни паровых, ни парусных судов, то существующий ныне для судов флаг упразднить, для гребных же судов этого ведомства присвоить кормовой флаг по прилагаемому рисунку"

Этим указом устанавливался чисто желтый флаг карантинных судов.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Суда Китайской-Восточной железной дороги
флаг

Флаг судов КВЖД

Использованы материалы сайта http://forum.vgd.ru/614/31743/2030.htm?a=stdforum_view&o=


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"