Ведомственные флаги Российской империи (часть 2)


См.также Ведомственные флаги России, часть 1

Лига обновления флота

Кормовой флаг и вымпел судов Лиги обновления флота утверждены императором Николаем II 19 мая 1908 года (ПСЗ, №30377). Кормовой флаг состоит из трех полос: белой, синей и красной, на белой полосе у древка синие литеры "Л.О.Ф." Вымпел треугольный с синей каймой и названием: "Лига обновленiя флота" красными буквами.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Флаг для призыва лоцмана

С первой половины XIX века в военном флоте использовался флаг для призыва лоцмана в виде кайзер-флага с белой каймой. Но и на невоенных судах использовался такой же флаг. Именно такой лоцманский флаг (кайзер-флаг с белой каймой) был описан в Уставах некоторых яхт-клубов (Черноморский яхт-клуб, 1876 г.; Санкт-Петербургский речной яхт-клуб 1881). Его также предписывалось поднимать "на самом видном месте безразлично" для привлечения внимания лоцмана и держать до момента, пока он прибудет на судно.

Флаг лоцманских судов (1899-1917) - национальный триколор с широкой белой каймой.

Второе название этого флага - "флаг для призыва лоцмана". Такой вариант использовался торговыми судами. Военный флот для призыва лоцмана поднимал похожий флаг, но с изображением гюйса в центре полотнища.

Информация предоставлена А.Н.Басовым (Минск)

Такой вариант лоцманского флага утвержден императором 29 июля 1896 года (ПСЗ № 13184), описан в приказе по Морскому ведомству от 30 ноября 1896 года и введен в действие с 1 января 1898 года. 6 февраля 1898 года в Циркуляре Главного Гидрографического управления было объявлено по Морскому ведомству, что этот флаг ("флаг для призыва лоцмана") официально введен в Российском флоте с 1 января 1898 года.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Согласно Уставу общества Рижских лоцманов. 1905 г. призыв лоцмана осуществлялся либо подъемом на фок-мачте флага призыва лоцмана, либо международным сигналом флагами букв "Р.Ф.", либо флагом международного свода "У" с вымпелом свода над ним. При вступлении лоцмана на судно для выполнения своих обязанностей "он требует, чтобы был спущен лоцманский флаг и поднят национальный флаг судна".

В 1912 году Высочайше соизволено флаг, установленный ст. 1306 кн. Х Св. М.П., изд в 1901 году поднимать также на береговых лоцвахтах.

Всеподданнейший отчет по Морскому министерству за 1912 год. СПб. 1913.

Гидрографическая служба, лоцманская служба, маячная служба
флаг для лоции флаг генерал-гидрографа флаг генерал-гидрографа

Гидрографические суда военно-морского флота получили в 1828 году (отношение Генерал-гидрографа в Инсп.Деп.Морск.Штаба Е.И.В от 18 августа 1828 г) особый кормовой флаг (флаг "для лоции"). Это был андреевский флаг с изображением в центре компаса с золотым якорьком, показывающим на север. 31 января 1828 года утверждены "Правила, каким образом употреблять Высочайше утвержденный флаг для лоции" (ПСЗ РИ, с.2, 1830, т.6): предусматривалось, что этот флаг будет подниматься на корме судов, употребляемых для постановления вех, посылаемых для описи берегов и промера глубин моря, для наблюдения за маяками, при этом суда должны были нести гюйс и вымпел, положенные для военных судов.

Указом от 14 марта 1829 года введен флаг Генерал-гидрографа Морского Штаба, на нем компас изображался в синем кантоне. В 1837 году (Выс.пов. в предп. Нач.Гл.Морск.Шт.Е.И.В. от 27.5.1837 г) этот флаг занял место "флага лоции" на корме гидрографических судов. В Морском Уставе 1853 г. этот флаг назван флагом "кораблей, состоящий при описи берегов, и плавучих маяков"

В проекте внутри картушки компаса должен был изображаться перевернутый золотой якорь [или, судя по штриховке в ПСЗ, - синий якорь]. Но этот знак моряки посчитали дурным знаком (перевернутый якорь по морским поверьям - к беде) и использовали флаги без изображения якоря.

В тексте использована информация ведущего флаговеда-мариниста СНГ А.Н.Басова.

Кормовые флаги описных судов и плавучих маяков отменены 12 июля 1865 года [приказ генерал-адмирала Константина № 98].

ПСЗ РИ, собрание 2, №42305.

По информации, предоставленной Осси Райвио (Финляндия) (со ссылкой на книги "Suomen lippu kautta aikojen" (Helsinki, 1983) и Ilkka Kantola, Kari K. Laurla, Teuvo Termonen "Sortokauden postikortteja" (Oy Hobby Books Ltd, 1989) лоцманский флаг Финляндии в 1812-1833 годах представлял собой белое полотнище с российским триколором в кантоне и картушкой компаса в вольной части (собственно Осси Райвио сомневается в достоверности этого флага, он также упоминал, что такой флаг реял на финском судне "Walvoja" в 1876 году; что не стыкуется с данными финской книги).

По информации О.Райвио (Финляндия)

Указом от 22 апреля/4 мая 1899 года (ПСЗ №16777) утверждены вымпел для судов Финляндского лоцманского ведомства - трехцветный с изображением в головке вымпела картушки компаса на белом фоне, а также вымпел Директора Финляндского лоцманского ведомства (Лоц-директора) - белый с синим прямым крестом и такой же картушкой в крыже.

Оба вымпела просуществовали до 1917 года.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Приказом по морскому ведомству от 14 июня 1899 года (ПСЗ №17233) (по докладу Главного начальника флота и морского ведомства) утвержден флаг для уже существующих и учреждаемых в будущем лоцманских обществ. Для них утвержден флаг, присвоенный плавучим маякам и лоцманским судам Великого Княжества Финляндского, с помещением в нижнем внутреннем углу флага каждого общества начальной буквы его названия. К - для Кронштадтского общества и др.

По материалам книги В.Соколова "Вексиллологический справочник..."

Отличительный стеньговый флаг для судов лоцманских обществ в портах империи был высочайше утверждён 19 июня 1899 года Белый флаг с картушкой компаса. При отсутствии мачты на судне, этот флаг поднимался на носовом флагштоке (информация А.Басова).

Отличительный стеньговый флаг для судов лоцманского общества Петроградских лоцманов имени Петра Великого, утверждённый 14 августа 1912 года, отличался от вышеописанного наличием в вольной части полотнища монограммы Петра I (информация А.Басова).

В 1912 году Высочайше соизволено "в стеньговом флаге судов Общества С-Петербургских лоцманов имени Императора Петра Великого, взамен начальной буквы О-ва - поместить инициал Императора Петра Великого с короной над ним".

Всеподданнейший отчет по Морскому министерству за 1912 год. СПб. 1913.

Приказом по Морскому ведомству № 223 от 14 августа 1912 года введен Кормовой флаг судов лоцманских обществ - синий флаг с национальным флагом в крыже.

По материалам публикаций Л. Токаря

Тем же приказом по Морскому ведомству № 223 от 14 августа 1912 года введен стеньговый флаг судов лоцманских обществ - белый треугольный флаг с картушкой компаса и первой буквой названия общества.

По материалам публикаций Л. Токаря

Указом от 24 апреля 1912 года (выс. утв. 24.04.1912 г., ПСЗ РИ № 36939) утверждены флаг Начальника Гидрографического управления, плавучих маяков и судов, занятых гидрографическими, описными и лоцмейстерскими работами.

Флаг Начальника Главного Гидрографического управления (ст.1300 Морского Устава) - белый с синим андреевским крестом и с изображением в крыже компасной картушки на синем поле. Флаг поднимался на фок-мачте военных судов, судов гидрографических экспедиций, описных и лоцмейстерских, а также на зафрахтованных для подобных работ коммерческих судов.

Судам, занятым гидрографическими, описными и лоцмейстерскими работами 24.4.1912 предписано поднимать во время проведения работ отличительный стеньговый треугольный флаг - белый с компасной картушкой в центре.

По материалам книги В.Соколова "Вексиллологический справочник..."


Отдельно остановимся на плавучих маяках. Плавучий маяк - стоящее на якоре судно, выполняющее роль маяка, т.е. имеющее мощный источник света. На плавучих маяках, когда они стояли на якоре на предписанной точке и выполняли свои функции, поднимался т.н. "маячный флаг". Когда плавучий маяк не выполнял свои функции (снимался с якоря, передвигался и т.п.) маячный флаг не поднимался. Одновременно эти суда имели и кормовой флаг.

В 1829 году появился флаг Генерал-гидрографа Морского Штаба, на нем компас изображался в синем кантоне. В Морском Уставе 1853 г. этот флаг назван флагом "кораблей, состоящий при описи берегов, и плавучих маяков"

Кормовые флаги описных судов и плавучих маяков отменены 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305) [приказ генерал-адмирала Константина № 98].

информация А.Н.Басова.

Приказом по Морскому ведомству от 6 сентября 1883 года объявлено, что император утвердил флаг судам и плавучим маякам лоцманского и маячного ведомства Финляндии: на белом полотнище синий прямой крест, в кантоне - картушка компаса Флаг использовался до 1912 года.

По материалам книги В.Соколова "Вексиллологический справочник..."

10 апреля 1895 года император повелел присвоить флаг плавучим маякам (приказ по Морскому ведомству от 15 апреля 1895 года; ПСЗ РИ № 11531, выс утв. 10.04.1895 г.) - белый флаг с синим крестом и картушкой компаса в крыже. Т.е. бывший флаг финляндских плавучих маяков был заведен на всей территории России.

По материалам книги В.Соколова "Вексиллологический справочник...", также - ПСЗ РИ 1895 г.

Плавучим маякам "в том числе и финляндским" Указом от 24.4.1912 года предписан кормовой флаг - синий с национальным флагом в крыже.

Плавучим маякам "в том числе и финляндским" тем же указом от 24.4.1912 г. предписано "поднимать на гротстеньге желтый флаг с синим прямым крестом по прилагаемому рисунку". Этот флаг сохранился в Советской России до 1920-х годов.

По материалам книги В.Соколова "Вексиллологический справочник..."

Министерство финансов
флаг минфина

Флаг зданий и плавучих средств Портовых управлений ведомства Министерства финансов в торговых портах утверждён 19 июля 1902 года (ПСЗ том 22? №21904) - "флаг белый, четырехугольный. В верхнем внутреннем углу Русский национальный флаг из трех цветных горизонтальных полос белой. синей и красной. В наружном нижнем углу два скрещенных якоря синего цвета".

В 1903 году этот флаг был передан плавсредствам Главного управления торгового мореплавания.

По сообщениям А.Н.Басова и материалам ПСЗ РИ

Министр финансов некоторые время был шефом отдельного корпуса пограничной стражи и имел свой брейд-вымпел (см. раздел "Отдельный корпус пограничной стражи").

Московский городовой флаг

В Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской империи, 1833 г. приведен "флаг московский городовой" - национальный флаг с государственным гербом на синей полосе. На рисунке в книге Л. Токаря орёл помещается в пределах синей полосы, в ногах - две карты, в клювах карт нет.

По материалам публикаций Л. Токаря

Московское дворянство

В Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской империи, 1833 г. приведен "флаг московского дворянства", соответствующий одному из флагов таблицы К. Алярда.

По материалам публикаций Л. Токаря

Нефтепромышленное и торговое общество («А.И.Манташев и Ко»), Батум

На флаге судов Нефтепромышленного и торгового общества («А.И.Манташев и Ко») изображался баран. Видимо, это намек на легендарное Золотое Руно. А. Манташев был родом из Грузии, легендарной Колхиды, где разворачивались события известного мифа о Золотом Руне. Возможно изображение барана на флаге показывало связь с родиной магната.

По материалам справочника "Lloyd’s Book of House Flags and Funnels", 1912

Пароходы Новаховича и Женьеса
?? ??

Указом от 27 апреля 1838 года (ПСЗ 11177) утверждён рисунок флага пароходов по привилегии, данной Титулярному советнику Новаховичу и актеру Женьесу, для плавания между Кронштадтом, Гавром, Гулем и Элзенером. Это был андреевский флаг, в центре которого в ромбе помещалось слово "Европа".

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

В публикациях Л. Токаря этот флаг показан в красно-белых цветах, а не в бело-синих.

Пассажботы

В своей книге "История русского военно-морского флага" (Гос.эрмитаж, Лен., 1946) Н.Н.Семенович упоминает о флаге "пассажботов" (парусных пассажирских судов): - "Флаг "пассажботов" с белым полотнищем, на котором был изображен пассажбот под парусами".

Российское [Императорское] Общество рыбоводства и рыболовства

Управляющим Морским министерством объявлено Высочайшее повеление от 12 февраля 1896 года (ПСЗ, №12536) об установлении для судов Российского Общества рыбоводства и рыболовства особого флага и вымпела: "флаг и вымпел для судов Российского Общества рыбоводства и рыболовства по образцу нашего коммерческого флага, с помещением в его крыже изображения рыбы".

Вымпел общества.

Рыба на флаге, видимо, осётр. Именно осетр изображен на памятной медали общества.

Императорское общество спасания на водах

Общество было основано 3 июля 1871 года и носило тогда имя "Общество подания помощи при кораблекрушениях" В 1880 году Общество было переименовано в "Общество спасания на водах", а с 16 ноября 1892 года - "Императорское Российское общество спасания на водах".

29 мая 1872 года высочайше утвержден рисунок флага Общества подаяния помощи при кораблекрушениях (ПСЗ РИ, с.2, №50891). Флаг - белый с красным крестом, за которым скрещенные синие якоря.

31 марта 1894 года утвержден новый флаг уже Императорского Российского общества спасания на водах. К существующему флагу в центр креста была добавлена императорская корона. Белый цвет символизировал благородство, чистоту и бескорыстие милосердной помощи. Якоря являли собой Андреевский крест. Флаг вывешивался на зданиях общества, спасательных шлюпках и судах, спасательных станциях.

Боты-крейсеры Общества спасания на водах на Некмангрундской и Вильчурской станциях имели свои флаги, утвержденные циркуляром Гидрографического департамента №54 от 28 июня 1884 года. Это были треугольные полотнища: красное с белой литерой "Н" и белое с красной литерой "В".

По материалам сообщений на "Форуме униформистов" (сообщения Л.Токаря)

Спасательная станция на о.Новая Земля

5 июня 1895 года Спасательной станции на острове Новая Земля, состоящей в ведении Министерства внутренних дел, был присвоен белый флаг с красным крестом, наложенным на два скрещенных синих якоря; вверху у древка литеры "М.В.Д."

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Отдельный корпус пограничной стражи

ОКПС подчинялся Министру финансов (который считался Шефом пограничной стражи). Непосредственное руководство ОКПС осуществлял Командир ОКПС. Корпус и имел флотилию

Флаг ОКПС утверждён 24 июня 1896 года (ПСЗ № 13105) - белое полотнище, в кантоне национальный триколор, в вольной части внизу государственный герб над скрещенными черными шашкой и винтовкой.

Вымпел судов ОКПС - бело-сине-красный, в головке эмблема ОКПС.

фото из псз

Новый кормовой флаг ОКПС высочайше утверждён 5 марта 1901 года (ПСЗ РИ № 19761).

Тогда же утвержден брейд-вымпел Шефа пограничной стражи. В головке флаг ОКПС, косицы синие, на них жёлтые кадуцеи. Брейд-вымпел поднимался на судах стражи, а также на носовом флагштоке паровых и гребных шлюпок.

И вымпел судов ОКПС - национальный триколор с синими косицами.

ПСЗ РИ, № 19761, 1901 г.

4 июня 1911 года Высочайше соизволено в случае нахождении шефа пограничной стражи - министра финансов на судах военного флота, поднимать на этих судах присвоенный ему брейд-вымпел. Объявлено в приказе по Морскому ведомству 8 октября 1911 года № 296

Отчеты по Морскому министерству. - Петроград : Тип. Морского м-ва, 1911-1915 гг.

22 февраля 1910 года (ПСЗ РИ № 33112) утверждён брейд-вымпел командира Отдельного корпуса пограничной стражи. В головке флаг ОКПС, косицы синие. Брейд-вымпел поднимался только на судах флотилии пограничной стражи и на носовом флагштоке паровых и гребных шлюпок той же флотилии.

По статье Л.П.Зайцевой в журнале "Гербовед" №83; ПСЗ РИ

Почтовое ведомство

В 1724 году Петр I собственноручно начертил проектный рисунок флага пакетботов. Рисунок был обнаружен Н. Н. Семеновичем в Центральном военно-морском архиве в 1946 году.

Источник: статья В. Миланова и Н. Семеновича "Плененное знамя Петра I" в журнале "Наука и жизнь, № 7. 2000 г

Известно, что синий флаг с триколором в крыже, двумя якорями и красным почтовым рожком был почтовым флагом казенных пароходов, предназначенных для пакетботного сообщения с турецкими портами. Он утвержден императором 30 декабря 1842 года (ПСЗ №16393) и просуществовал до 1878 года.

из альбома ЛеГра из альбома ЛеГра из альбома ЛеГра

В Морском уставе 1853 года (ст.977) показаны флаги пароходов почтового ведомства, аналогичные флагам военных транспортов, т.е. красные, белые или синие полотнища с национальным триколором в крыже, двумя скрещенными якорями ниже крыжа, но с прибавлением около крыжа рисунка "почтовой трубы". В Балтийском море пароходы несут белый флаг, в Чёрном - синий, в Каспийском - красный.

Эти же флаги подтверждены в Альбоме флагов ЛеГра 1858 года даны красный, белый и cиний. Красный для Каспийского моря, белый для Балтики, синий - для Черного моря. Пропорции полотнища - 2:3.

Рисунок - из альбома "Album des Pavillons, guidons, flammes de toutes les puissances maritimes". M.A. Le Gras, Paris, 1858.

Кормовые флаги Почтового ведомства упразднены указом от 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305) [приказ генерал-адмирала Константина № 98]. (В 1865 (ПСЗ 42305) из Морского Устава ислючены флаги водных транспортов).

Для судов почтового ведомства 7 апреля 1878 года (закон №58374) был учреждён значок: белый с золотым почтовым рожком и национальным флагом в кантоне. Этот значок заменил существовавший до этого почтовый флаг. Значок поднимался на мачте судов частных обществ во время перевозки ими почты.

Информация ПСЗ РИ

Видимо, именно этот значок виден на пароходах "Надежда" и "Царица" (фото кон. 19 - нач. 20 вв.) общества пароходства по Днепру и его притокам.

Фото - http://and110.ucoz.ru/PR/19/asd.html#0

Рисунок флага и почтового значка из книги "Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк"

Перевозка пороха. Сигналы.

Утвержденные 20 января 1881 года правила перевозки пороха (ПСЗ РИ № 61771) предусматривали поднятие над тендером паровоза, везущего порох, красного флага (днём) или фонаря с красными стеклами (ночью). На судах, имеющих пороховой груз, также предусматривался подъем красного флага "в рамке размером не менее 1 аршина в квадрате" или шарообразного красного фонаря.

Пожарные команды

На сайте http://rescue01.gov.by изображены сигнальные каланчевые флаги для трех отделений Витебской городской пожарной команды и полосатый флаг для «фальшивых тревог» (1834).

Флаг речных пароходов Санкт-Петербургской пожарной команды был красным с гербом города в центре.

"Альбом штандартов флагов и вымпелов Росийской империи и иностранных государств", сост.М.Беловым, 1898

По информации Л.Токаря на "Форуме униформистов" такой флаг для пароходов Санкт-Петербургской пожарной команды Высочайше утвержден 20 июля 1887 года.

Соединенное российское пожарное общество

В Ульяновке, имении графа Шереметева, появилась первая в России образцовая пожарная команда. 17 мая 1893 года в Ульяновке состоялось торжественное открытие действий Соединенного российского пожарного общества и церемония освящения его знамени, поднесенного обществу одним из его основателей и первым его председателем графом Александром Дмитриевичем Шереметевым.

В журнале "Пожарный" было опубликовано описание знамени: полотнище знамени имело форму квадрата и было изготовлено из "белой шелковой материи с вышитым на ней золотым венком, в середине которого изображены две соединенные руки как символ единения. Венок окружает надпись, составляющая девиз общества: "БОГУ ХВАЛА, ЦАРЮ СЛАВА, БЛИЖНЕМУ ЗАЩИТА.". Само знамя окаймляет со всех четырех сторон полоса красной шелковой же материи с надписью на ней: "СОЕДИНЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО." . Дубовое древко знамени заканчивается вверху вызолоченным копьем, из-под которого спускаются вниз перевязанные бантом две синие шелковые ленты с надписями: на одной - "17 мая", на другой - "1893г.".

Знамена добровольных пожарных обществ, дружины и команд представлены на первом съезде русских деятелей по пожарному делу 14 июня 1892 года в Санкт-Петербурге. В 1905 году Главный совет Соединенного российского пожарного общества исходатайствовал для пожарных обществ, дружин и команд, которым исполнялось в том году 25 лет, право укреплять на древках их знамен особый знак с вензелевым изображением Имени Его Императорского Величества. Проект рисунка знамени пожарных обществ разработан Главным советом общества и утвержден его председателем 15 мая 1907 года. Описание знамени: "Середина знамени из красной материи, с углами из голубой, кайма из белой материи, с оторочью из красной. Вышивка - золотом или желтым шелком. На правой стороне знамени, в середине - герб губернии; по углам - отличительные знаки Императорского Российского Пожарного Общества; по борту - надпись (такое-то пожарное общество), год основания. На левой стороне: в середине - отличительный знак Императорского Российского Пожарного Общества; по углам - начальные буквы наименования общества и по борту надпись: «БОГУ ХВАЛА, ЦАРЮ СЛАВА, БЛИЖНЕМУ ЗАЩИТА» и год освящения знамени. При знамени - древко с золотым навершием и двумя лентами, красной и синей".

Использованы иллюстрации и текст статьи полковника МЧС Г.Коваля "Символы спасения из истории флагов и знамен российских добровольных обществ" на сайте журнала Основы безопасности жизнедеятельности".

Образец знамени пожарного общества был опубликован, например, в рекламном объявлении в журнале "Пожарное дело", 1917 г.

Источник - http://lobgott.livejournal.com/....

Правительственные административные суда

24 декабря 1914 года утвержден кормовой флаг правительственных административных судов всех ведомств, если личный состав этих судов не состоит на военной службе. Им стал синий флаг с русским национальным флагом в крыже.

Использованы материалы публикаций Л. Токаря

Речная полиция

Первыми такой флаг получили суда Санкт-Петербургской речной полиции - белый с гербом Санкт-Петербурга;

20 июня 1894 года (ПСЗ №10835) Высочайше повелено присвоить судам портовой полиции в торговых портах флага по образцу речной полиции Санкт-Петербурга (5 июля 1894 года объявлено в приказе по Морскому ведомству) - на белом полотнище герб под короной, на скрещенных якорях, перевязанных лентой; в городах, имеющих гербы, на флаге помещался герб города, для городов, не имеющих герба - герб губернии или области.

- высочайшим указом от 16 октября 1889 года - такой флаг присвоен одесским портовым судам и портовой полиции (с гербом Одессы);
- приказом по Морскому ведомству от 24 июня 1895 года - судам портовой полиции города Николаева;
- приказом по Морскому ведомству от 29 марта 1897 года - судам Батумской портовой полиции;
- приказом по морскому ведомству № 144 от 26.11.1894 года - портовой полиции города Петровска;
- приказом по морскому ведомству № 23 от 28.01.1895 года - Рижской портовой полиции;

Севастопольский градоначальник

Высочайшим повелением от 15 марта (ПСЗ РИ №24199) и приказом по Морскому ведомству от 10 апреля 1904 года установлен флаг катеру Севастопольского градоначальника (для разъездов в пределах градоначальства).

Материалы ПСЗ РИ, Рисунок подготовлен с использованием современной прорисовки герба Севастополя, выполненной О.Панасенко

Суда Уральского казачьего войска

25 (23?) апреля 1884 года такой же флаг был присвоен судам Уральского казачьего войска.

Использованы материалы книги В.А.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", рисунок флага Уральского войска взят с "Форума униформистов" (сообщения Л.Токаря)

Суда Кольской администрации
рисунок в Альбоме 1890

Указом от 23 декабря 1885 года флаг по образцу флага речной полиции был присвоен строящемуся в Христиании пароходу "Мурман" "для разъезда Кольской администрации вдоль Мурманского берега". На белом полотнище этого флага изображался герб Архангельской губернии, наложенный на скрещенные якоря.

Использованы материалы книги В.А.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах"

В "Альбоме штандантов, флагов и вымпелов Российской империи" 1890 г. якоря на флаге изображены синими.

Российский Морской Союз

Законом №34371 от 8 ноября 1910 года утверждён Кормовой флаг Российского Морского Союза - национальный триколор с аббревиатурой "Р.М.С." на верхней полосе. Тогда же утвержден вымпел РМС - белый с каймой и надписью в середине "россiйский морской союзъ"

...

О флаге РМС объявлено в приказе по Морскому ведомству № 12 от 21 января 1911 года.

Отчеты по Морскому министерству. - Петроград : Тип. Морского м-ва, 1911-1915 гг.

Российско-американская компания

Российско-американская компания, осуществляла административные функции в "Русской Америке" - Аляске, части Калифорнии, а также на островах Тихого океана.

Русские форты в Америке использовали национальный (коммерческий) флаг. Английский мореплаватель Джон Ванкувер сообщал, что в 1794 году русские поселения в Америке встречали его корабль салютом и подъемом русского флага. Об использовании русского коммерческого флага на пристанях русских поселений Г. Шелихов писал управляющему Российской американской компании А. Баранову. Ю. Лисянский после своего плавания на корабле "Нева" оставил несколько рисунков видов Новоархангельска с флагами на флагштоках, правда рисунки очень схематичные. Другой участник экспедиции на "Неве" Николай Коробицын в своем дневнике писал, что в колонии посреди форта на флагштоке был поднят флаг, "данный компании правительством", половина флага белая с золотым русским гербом, оставшаяся часть полотнища состоит из синей и красной полос. У исследователей есть сомнения, мог ли Коробицын видеть утвержденный флаг за несколько месяцев до его официального утверждения..., возможно он ошибся при при подготовке своего дневника к печати и добавил описание флага, коего не было в оригинальном рукописном дневнике . Предложение даровать компании особый флаг исходило от министра торговли Н. Румянцева. флаг РАК флаг РАК

Флаг утвержден императором 28 сентября 1806 года: бело-сине-красный флаг, белая полоса которого была в два раза шире остальных. В центре флага помещалась эмблема компании (двуглавый орёл с лентой в когтях). На ленте было написано курсивом название компании. На цветном рисунке флага надпись на ленте представлена с сокращениями: "Российской Америк. Компа".

СМ. фотокопию указан на сайте Президентской библиотеки - https://www.prlib.ru/item/678424

После утверждения императором указ о флаге компании был передан в Сенат, а 19 сентября 1806 года передан для исполнения в главную контору РАК в Санкт-Петербурге.

Флаг компании поднимался как на кораблях компании, так и на фортификационных сооружениях в Северной Америке и тихоокеанских островах. Флаги РАК, видимо, использовались достаточно широко. К. Хлебников писал, что в Новоархангельске был даже специальный человек, занимающийся изготовлением флагов компании, т.к. судам и колониям требовалось по 6-10 флагов в год.

Материалы статьи Светланы Г. Федоровой "Флаг Российско-Американской компании" // От Аляски до Огненной земли: история и этнография стран Америки. М., Наука. 1967 г.

флаг РАК в эрмитаже

Единственный сохранившийся оригинальный экземпляр флага РАК хранится в коллекции Государственного Эрмитажа. Флаг шёлковый, орел на нём изображен масляными красками. В отличие от цветного рисунка, приложенного у императорскому указу о флаге компании, где орел смещен к древку, на сохранившемся в Эрмитаже флаге орел изображен точно по центру полотнища. В лапах орла голубая лента с надписью "Российской Американ: Компании".

Флаг компании использовался в Калифорнии до 1840-х и на Аляске до 1860-х годов.

Материалы статьи Светланы Федоровой (АН СССР) "Флаг Русско-Американской компании" // (Courtesy of Fort Ross Conservancy, www.fortross.org.)

флаг РАК флаг РАК флаг РАК из альбома ЛеГра

В различных источниках 19 века флаг изображался с различиями в деталях. Орёл мог размещаться как в центре полотнища, так и у древка, иногда не показывалась лента с названием компании. На рисунках:
1 - флаг компании - рисунок из коллекции центрального морского музея в Санкт-Петербурге. 1828 г - [Материалы статьи Светланы Федоровой (АН СССР) "Флаг Русско-Американской компании" // (Courtesy of Fort Ross Conservancy, www.fortross.org.)]
2 - флаг компании в "Собрании Штандартов, Флагов и Вымпелов, употребляемых в Российской империи". 1835 г.
3 - акция Российской американской компании 1845-1861 гг - [Материалы статьи Светланы Федоровой (АН СССР) "Флаг Русско-Американской компании" // (Courtesy of Fort Ross Conservancy, www.fortross.org.)]
4 - флаг Компании в альбоме флагов ЛеГра 1858 года ["Album des Pavillons, guidons, flammes de toutes les puissances maritimes". M.A. Le Gras, Paris, 1858]

"Российское транспортное и страховое общество

Российское транспортное и страховое общество (Санкт-Петербург – Одесса) использовало эмблему в виде якоря в окружении литер «РО». Такие же литеры изображены на синем флаге общества в справочнике «Ллойд».

По материалам Lloyd's Book of House Flags and Funnels (1912). Фото форменной пуговицы - с сайта «Исторические пуговицы»

"Русское общество вывозной торговли

Русское общество вывозной торговли учреждено в 1896 году для «освобождения русского экспорта от притеснений со стороны иностранного капитала». Правление общества находилось в Ростове-на-Дону, отделения – в Таганроге, Новороссийске, Ейске, Георгиевске, Мариуполе. В 1897 году общество приобрело два парохода и паровой катер. В справочнике «Ллойда» флаг общества – белое полотнище с красными литерами «Р.О.В.Т».

По материалам Lloyd's Book of House Flags and Funnels (1912)

"Русское Cеверо-Западное пароходство (в Либаве)

Пароходство создано в 1907 г. С. Мясоедовым совместно с братьями В. и Д. Фрейбергами. Флаг - русский национальный флаг, несколько ближе к древку расположен белый круг с черной окантовкой, в котором крестом расположены буквы "РСЗП".

По материалам сообщений А. Басова

Российское общество попечения о раненых и больных воинах

Общество создано в 1867 году, в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста. Использовался флаг с красным крестом, соответствующий Женевской конвенции.

Использованы иллюстрации и текст статьи полковника МЧС Г.Коваля "Символы спасения из истории флагов и знамен российских добровольных обществ" на сайте журнала Основы безопасности жизнедеятельности".

Сибирская удельная фактория в гавани Находка

Флаг фактории Высочайше утвержден 11 ноября 1869 года и существовал до упразднения фактории в 1873 году.

По материалам сообщений на "Форуме униформистов" (сообщения Л.Токаря)

В "Альбоме..." 1869-1870 г. орел на флаге фактории в Находке изображен с картами в клювах и лапах.

Источник - Альбом штандартов, флагов и вымпелов Российской империи, европейских и внеевропейских государств, изданный Гидрографическим департаментом Морскаго министерства в 1869 году. - Санкт-Петербург:, 1869. Рис. печатаны в сентябре 1870 г.

Суда Соловецкого монастыря

Суда Соловецкого монастыря добавляли на синюю полосу национального флага литеры "С" и "М" (флаг утверждён 8 марта 1850 г (ПСЗ, №23969), 18 апреля 1850 года Циркуляром департамента морского ведомства №903). Тем же указом от 8 марта 1850 г утвержден флаг для крепостной башни Соловецкой крепости (бело-сине-красный с Иерусалимским крестом в кантоне). Существовал и похожего рисунка вымпел (дата введения пока не ясна).

В "Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской Империи" 1890 г. приведены крепостной и судовой флаги Соловецкого монастыря. Вымпела нет.

Суда перевозки корабельных лесов по Онежскому озеру

Брейд-вымпел для судов, назначенных к перевозке корабельных лесов по Онежскому озеру, Высочайше утвержден 2 ноября 1838 года (ПСЗ 11806, от 1 сентября 1838 г). Брейд-вымпел поднимается на кормовом флагштоке. В тексте указа Морского министерства было упомянуто, что рисунок брейд-вымпела "высочайше утвержденный во второй день минувшего ноября". Этот флаг присвоен как судам Ново-Александровского укрепления, так и казенным судам того же ранга на Каспийском море находящимся (шхоутам, расшивам, кусовым лодкам и т.п.).

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 и ПСЗ РИ

Таганрогский детский корабль-приют, Севастопольский детский приют-корабль

6 марта 1906 года император присвоил Таганрогскому детскому приюту-кораблю ведомства учреждений Императрицы Марии наименования "Святой Николай" и особого флага с изображением эмблемы этого ведомства, т.е. пеликана, кормящего своих птенцов, и буквы "М" с Императорскою короною.

11 апреля 1909 года император соизволил присвоить такой же флаг Севастопольскому детскому приюту кораблю того же ведомства.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Позже, 29 апреля 1913 года, такой же флаг получил детский приют-корабль Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексей Николаевича в г.Кронштадте.

Материалы фондов Оренбургского областного архива: ПСЗРИ, собр.3, т.XXXIII, отд.II, №39344

Таможеная служба

2 сентября 1827 г. (ПСЗ, №1354) Высочайше утвержена записка Министра Финансов Е.Ф.Канкрина "о флагах на Таможенных зданиях и судах". В ней оговорен флаг для Кронштадтской таможни – «светло-зеленый с белым Андреевским крестом". Этот же флаг предложено использовать и на других таможенных строениях и на всех таможенных судах. В этих же цветах предложено делать флюгеры на объездчичьих пиках – светло-зеленые и белые пополам (взамен светло-зеленых и черных).

Использована информация А.Н.Басова (г.Минск) и материалы ПСЗ РИ.

В 1865 году этот флаг флаг упразднили, а Именным Указом от 1 марта 1871 года (объявлен Сенату 23 марта 1871 года Управляющим Морским министерством) ""О флагах для гребных судов карантинного и судов таможенного ведомств" был введен единый общий для всей империи флаг таможенных судов - синий с национальным флагом в кантоне и скрещенными кадуцеями под ним; до этого он был флагом таможенной службы Финляндии (1813-1872). (см. страницу "Финляндия в составе Российской империи")

В указе от 1.03.1871 года также говорилось: "... флаг, присвоенный ныне судам Финляндских Таможен отменить".

Флаговед из Германии Ральф Штелтер сообщал, что с 1914 года флагом таможенной службы России стал синий с национальным триколором в кантоне (если командир судна гражданский чин) или же с андреевским флагом в кантоне (если командир корабля военный). Синий флаг с триколором в кантоне был неофициальным флагом торговых судов Финляндии в 1809-1821 годах.

Впрочем, эта информация кажется сомнительной...

Флаг с андреевским крестом 1827 года был отменен по пожеланию генерал-адмирала Е.И.В. Константина Николаевича, который считал, что андреевский крест был исключительно принадлежностью военного флота.

22 апреля/4 мая 1899 года утвержден рисунок вымпела для судов Финляндского таможенного ведомства.

Использованы материалы ПСЗ РИ.

Телеграфное ведомство

В 2000 году в Венёве краеведом Чуликовым Т.Г. на чердаке дома был обнаружен флаг Телеграфного управления. (ныне хранится в Веневском краеведческом музее). Это красное полотнище с двумя синими телеграфными стрелами.

По материалам сообщения на сайте http://www.veneva.ru/Sovietskaya2.html

Торговый дом "Братья Лассманны"

Флаг судов торгового дома "Братья Лассманны"

Источник рисунка - форум "Цусима"

Управление Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами

Суда Управления Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами несли бело-сине-красный флаг, на белой более широкой полосе которого помещался герб Астрахани. На вымпеле этих судов в древковой части изображался тот же герб, а вольная часть была цветов национального флага России (утверждены 13 января 1867 года законом №44260).

Материалы фондов Оренбургского областного архива

Управление Закавказскими рыбными промыслами

1 марта 1899 года (ПСЗ РИ №16564) высочайше утвержден флаг и вымпел судов Управления Закавказскими рыбными промыслами "с присвоением их впоследствии и судам прочих Управлений ведомства Министерства Земледелия, ведающих рыбными промыслами". На рисунке в ПСЗ надпись - "... Рыбными промыслами в Восточном Закавказье". Флаг бело-сине-красный с эмблемой Управления в кантоне. Вымпел бело-сине-красный с указанной эмблемой в головке.

Источник - ПСЗ РИ

Управление земледелия и государственных имуществ в Туркестанском крае

Судам управления, ведающих рыбными промыслами, приказом по Морскому ведомству от 18 июля 1899 года был присвоен бело-сине-красный флаг с эмблемой в кантоне и вымпел с такой же эмблемой в головке (как у Закавказских рыбных промыслов).

Управление рыбных промыслов Туркестана и Черноморско-Дунайского бассейна

Управление рыбных промыслов Туркестанского края и Черноморско-Дунайского бассейна имело бело-сине-красный флаг с эмблемой общества - рыба и литеры "УРП".

Енисейское управление государственного имущества (рыбные промыслы)

Судам управления, ведающих рыбными промыслами, приказом по Морскому ведомству от 18 июля 1899 года был присвоен бело-сине-красный флаг с эмблемой в кантоне и вымпел с такой же эмблемой в головке (как у Туркестанских рыбных промыслов).

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001

Училище торгового мореплавания

Флаг Училища торгового мореплавания утверждён указом от 4 мая 1834 года.

Уфимская городская управа

В ведении Уфимской городской управы бело несколько баркасов на реке Каме. Судя по фото, вымпелом этих судов был российский триколор с буквами "У.Г.У.".

Источник фото - "Форум Камского флота" - http://kamafleetforum.ru/index.php?showtopic=48&st=100

Финляндское общество спасания на водах

15 февраля 1899 года (ПСЗ РИ, № 16504) был утвержден флаг для Финляндского общества спасания на водах. Это было белое полотнище, вверху у древка которого помещался красный крест, положенный на два синих перекрещивающихся якоря.

Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001; ПСЗ РИ


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"